Скульптурная революция
Пешеходная зона. Челябинск |
О том, как влияет монументальное оформление города на его менталитет, мы писали неоднократно. «Памятниковый ландшафт Екатеринбурга почти не изменился за полвека, продолжается фетишизация тяжелой индустрии. Отсутствие движения свидетельствует об окостенелости части общества». (См. «Exegi monumentum»). За последнее время произошли серьезные перемены. Появилось несколько композиций, выполненных в новом для промышленного центра стиле. Климат Екатеринбурга чуть-чуть потеплел благодаря памятнику компьютерной клавиатуре, влюбленным, Владимиру Высоцкому. В конце лета появились две скульптурные аллеи, которые подорвали тотальное господство тяжеловесных форм. В отличие от социальной революции, культурная, в частности скульптурная, возможна в отдельно взятом городе.
Золотой самородок
Новая традиция возникла одновременно с установкой скульптуры. К «Золотому самородку» уже приезжают свадебные пары, чтобы прикоснуться к сусальному боку каменной глыбы и обрести богатство. Вкусы публики и специалистов совпали: композиция Владимира Наседкина завоевала первое место на международном фестивале садовопарковой скульптуры, покорив судей современным подходом к «капитализации символа». Но не все работы участников фестиваля были однозначно восприняты зрителями. «Да как же вы не понимаете, это здорово!» — втолковывал продвинутый подросток ортодоксальным «предкам», с недоумением взиравшим на изваяние под названием «Транс». Реакция масс подтверждала: к абстрактным произведениям искусства у нас еще не привыкли. Ну что ж, пора.
В Екатеринбурге фестиваль проводился впервые, хотя давно известен в мире как способ, с одной стороны, дать возможность художникам высказаться, с другой — без особых затрат украсить город памятниками. Из 52 проектов выбрано 13. Каждому победителю конкурса предоставили кусок мрамора размером метр на полтора, стипендию в тысячу долларов и полную творческую свободу. Единственное условие — не противоречить концепции фестиваля: никакой политики, войны и прочих грустных вещей, ведь скульптурам предстоит украшать парк культуры и отдыха. В течение месяца мастера освобождали камни от лишнего, причем не в мастерских, а на глазах у публики. В результате в городе появилась аллея необычных для него художественных произведений, а Центральный парк культуры и отдыха наконецто оправдал слово «культура».
Знакомый мотив
Две скульптурные аллеи открылись почти одновременно. Обе венчаются фонтанами. На этом сходство заканчивается.
Выбор скульптурных композиций для местного «Арбата», пешеходной зоны на улице Вайнера в центре Екатеринбурга, проходил под недремлющим оком «руководящих органов», был строгим и многоэтапным.
В процессе монументального оформления города — три главных действующих лица с разными целями и интересами. Художники: им важно реализоваться (и заработать, конечно). Горожане: они хотят получить удовольствие. Власть: призвана соединить первых и вторых, не забыв увековечить и себя. За ней же и более высокая миссия — воспитание вкуса, формирование характера города.
Ощущение, которое возникает сегодня на улице Вайнера, и не только у воинствующих эстетов, — дежа вю: это уже было, гдето я это видел. Молодые родители суетятся вокруг Банкира, идущего к автомобилю, подсаживают ребенка в машину и переговариваются: «А в Челябинске так же, но там коляска с лошадьми». Ктото вспоминает нечто подобное в Омске. Даже подкупающая искренностью и правдоподобностью парочка влюбленных (автор Софья Прохоренко воплотила в них реальных студентов архитектурной академии) навевает реминисценции. Пешеходная зона представляет собой качественный скульптурный шлягер, чьи признаки — узнаваемость и повторяемость.
К тому же на долгом пути отбора и обсуждения первоначально заявленная объединяющая идея аллеи — движение времени — постепенно опрощалась и в итоге затерялась в бытовых и жанровых сценках. Прошлое взяло верх не только над будущим, но и над настоящим: из шести объектов четыре посвящены истории. Власти и художникам не хватило смелости, управленческой и творческой, реализовать задуманное, а также доверия к жителям города, к их способности увидеть не только явное, но и угадываемое.
Спирали времени
Среди новинок пешеходной зоны выделяется композиция «Спирали времени». Вопервых, высокой образностью, вовторых, стилистическим решением (наконецто не реализм!), втретьих, тем, что это — гидротехническое сооружение, то есть фонтан. Слово — скульптору Владимиру Кривушину (автор идеи совместно с архитектором Андреем Молоковым):
— Уральский климат позволяет фонтану функционировать три, максимум четыре месяца в году. Чтобы в остальное время не превращаться в мусоросборник, он должен быть полноценной скульптурой. Перед нами стояла задача сделать фонтан, достаточно интересный и без воды. Чтобы на зиму он не умирал, а весной преображался. Подобно тому, как облетают и зеленеют деревья.
— Бронзовые извивы, похожие на языки пламени, олицетворяют движение времени?
— В единую концепцию у нас объединены две доктрины. Первая: развитие происходит по спирали. Форма спирали обнаруживается везде: от винта Архимеда до структуры ДНК, она пронизывает и нашу культуру. Вторая: цивилизация характеризуется наличием совокупного разума, который мы увидели как шар, энергетический сгусток. А энергия не может оставаться внутри, она вырывается наружу, как лучи из солнца.
Вблизи фонтана будет установлен еще один символ времени — часы на арке, олицетворяющей переход из истории в перспективу.
Перспектива и конкретный момент
Несмотря на вторичность большинства «арбатских мотивов», можно говорить о переменах в мышлении власть предержащих. В планах мэрии — создание многокилометровой пешеходной зоны, прерывающейся скверами, кофейнями и торговыми центрами, украшенной скульптурами и памятниками, не возвышающимися над человеком, а соразмерными ему. Возможно, в будущем найдется место более смелым и разнообразным художественным решениям.
А то, что уже создано, хоть и вызывает скептические замечания, но нравится большинству горожан. Скульптуры прижились, чувствуют себя комфортно. Они стали «своими» в городе: встречи теперь назначают «у Банкира», прогуливаются от Ефима (статуи изобретателя велосипеда Ефима Артамонова) до фонтана. По непонятной русской привычке монетки жертвуются Коробейнику и Кузнецу и даже подкладываются в туфельку влюбленной девушке (мальчишки, а также сотрудники управления благоустройства потом их собирают). Стихийно возникла и поддерживается толпами прохожих традиция: прикасаться к перстню Банкира и флакончику в руках Коробейника — на счастье. Тысячи касаний отполировали эти детали до блеска. И, конечно, все активно запечатлевают себя и друзей под ручку с солидным финансистом, в старинном автомобиле или на колесе велосипеда. «Главное, чтобы человек был счастлив в каждый конкретный момент времени», — услышала я в довольной толпе.