«Еврооркестрия» для оленеводов
Международный фестиваль молодежных симфонических и камерных оркестров «Еврооркестрия в России» всю прошлую неделю (с 25 августа по 4 сентября) наполнял музыкой просторы Ханты-Мансийского автономного округа. После презентации в окружном центре и Сургуте десять оркестров-участников (из Франции, Испании, России) разъехались на гастроли. Более 20 концертов прошли в Нефтеюганске, Югорске, Пыть-Яхе, Когалыме, Мегионе и даже нескольких поселках. Оркестры представили классическую, национальную музыку и современные интерпретации известных произведений. Выступления проходили в домах культуры, в школах искусств, где есть большие залы с качественной акустикой. Последние три дня фестиваля стали репетиционными: исполнители и дирижеры вновь собрались в Ханты-Мансийске, чтобы подготовиться к гала-концерту в Москве, в Храме Христа Спасителя, где в прошедшее воскресенье и сыграла большая сводная «Еврооркестрия».
Подобный фестиваль проходит в России впервые. Инициатор — Европейская федерация еврооркестров, которую возглавляет Клод Ривольт (Франция). В прошлом году Сургутский симфонический оркестр под руководством Бориса Лагоды стал участником подобного мероприятия во Франции, на сей раз парижский «Дивертименто» отправился за Урал. Понятно, что достойно принять более трехсот участников способен не каждый бюджет. У Ханты-Мансийского округа есть финансовый и культурный опыт организации крупных культурных событий: традиционными стали международный кинофестиваль «Дух огня», телефестиваль «Золотой бубен». Но насколько привычны жители округа к симфонической музыке, способны ли ее оценить? Пример любви к серьезному искусству подается на самом высоком уровне: губернатор неизменно посещает концерты известных исполнителей. В округе действует филиал Российской академии музыки имени Гнесиных, музыкальное училище в Сургуте, колледж искусств в Ханты-Мансийске и несколько музыкальных школ.
«Еврооркестрия» с ее размахом и «сетевым принципом действия» вызвала у меня противоположные ассоциации. С одной стороны, вспомнился международный фестиваль хоровой музыки в Голландии, превратившийся в национальный праздник, когда в течение двух недель пела вся страна. С другой — память услужливо предложила советский вариант хождения культуры в массы, когда коллективы уровня хора имени Пятницкого по разнарядке посещали станы оленеводов и развлекали уставших и глубоко равнодушных к подобному искусству тружеников. Хочется верить, что траектория развития истории — все-таки спираль, и «Еврооркестрия в России» выдержала европейский стандарт не только по внешним признакам.