По мотивам Сальвадора Дали
Фото - Андрей Порубов |
Даже в далеком и незнакомом Екатеринбурге полубезумному живописцу удалось создать атмосферу легкого скандала. Дали был бы доволен. С «неба» (второго этажа Музея истории города, где проводился вернисаж скульптурных и графических работ художника) летели резаные бумажки, рвущийся на открытие студент-почитатель разбросал на асфальте свежую рыбу. Но главный перформанс, тоже в духе сюрреализма, развернулся непреднамеренно: публику окутала тонкая, но ощутимая паутина недоумения — а не обманывают ли нас?
Культуролог Сергей Кропотов поясняет философское основание сюрреализма: «Мир переживал крутую смену правил игры. Все подвергалось испытанию на прочность и не выдерживало его, опора уходила из-под ног. Твердое становилось пластичным, абсолют переставал существовать». И вот появляется слон на ножках-палочках, потекшее время. Несуществующее подделывается под реальность.
Коллекция обозначена как частная собственность Александра Шадрина, бизнесмена и коллекционера из Челябинска. Возможно, недоверие породило само это имя: когда-то Шадрин экспонировал работы Михаила Шемякина, и некоторые музеи отказались предоставить помещение, сомневаясь в их подлинности. Работы Дали, конечно же, прошли экспертизу. Но экспресс-опрос искусствоведов подтвердил: сомнения остались. Кто-то сказал мягко: «Не все представленное равного качества», кто-то жестче: «Похоже, это блеф». Предлагаю остановиться на такой формулировке: «Все это, безусловно, по мотивам Дали».
Сам Сальвадор Дали вообще-то желал массовости. Хотел, чтобы в каждом крупном городе планеты возник его музей, и активно тиражировал собственные произведения. Несколько десятилетий назад он уже применял те методы, что актуальны сегодня, в условиях господства масскультуры, его до сих пор считают одним из самых удачных бизнес-проектантов в искусстве. Пусть зрители сомневаются, специалисты спорят, пресса ругает — а посетители приходят, покупают билет и платят деньги.
Экспозиция обосновалась в Екатеринбурге до середины октября.
Марина Романова