Каменный гость, или Малахитовая шкатулка
Мистический символ несостоявшегося российского социализма: макет мавзолея вождя из цветного мрамора |
Еще обитая в пещерах, люди уже хотели обладать вещами полезными и красивыми одновременно. Самым древним экспонатам — наконечнику стрелы в виде рыбки, орудию труда, похожему на лодку, — более пяти тысяч лет. Пришло христианство — и из благородного белого камня стали возводить храмы и делать резные иконы, как «Чудо Георгия о змее». Мрамор был избран главным материалом для скульптур: красив и вечен. Женщины в течение многих веков с удовольствием вешали камни на шею.
Если древность вызывает благоговейный трепет, то экспонаты прошлого века — волнение иного рода. Любопытно рассматривать подарок генеральному секретарю ЦК КПСС от объединения «Пневмостроймашина» — композицию в виде отбойного молотка с уральскими каменьями: можно живо представить, как приятно было Леониду Ильичу взирать на нее, например, за завтраком. А вот рапорт Свердловской области XXV съезду КПСС, одетый в шикарное каменное платье. Конституция 1920 года — подарок Ленину от уральских рабочих. Выставка — как малахитовая шкатулка: открываешь ее и обнаруживаешь все новые ценности, художественные и исторические.
Экспозицию «И камни говорят…», по-новому обращающую взгляд на место камня в жизни общества, Государственный исторический музей подготовил специально для Урала, где камень ценят и понимают. Она построена не по хронологии, а по принципу цветности: белые (мрамор, жемчуг), зеленые (малахит, нефрит), синие (лазурит, бирюза), золотисто-оранжевые (сердолик, янтарь), красные (коралл) и пестроцветные (яшма, агат). Тем острее видишь, как через природное тело проходит история человеческого рода с его привычками, художественными и даже политическими пристрастиями.
Выставка уже побывала в Нижнем Тагиле, дальше поедет в Пермь.
Марина Романова