Как сделать бэби
Мой университетский товарищ, убежденный холостяк, два года назад уехал в Нижневартовск за «длинным рублем». Каково же было мое удивление, когда я узнал, что он не только оттуда уезжать не собирается, но и женился, воспитывает ребенка и ратует за многодетные семьи. Желание остаться в ХМАО он объясняет не столько высокой зарплатой, сколько грамотно выстроенной в регионе социальной политикой. «Тебе трудно представить, но в местных роддомах выдают свидетельства о рождении. И здесь не надо, как в Екатеринбурге, стоять в очереди четыре года, чтобы отдать ребенка в детский сад», — говорит новоиспеченный
Фото: Наталия Черепанова
В последние пять лет наметился рост немногочисленного коренного населения — хантов и манси. Количество семей с детьми за год увеличилась на 16%. Численность постоянного населения автономного округа составила 1483,6 тыс. человек: плюс 0,7% за год. Определяющим фактором увеличения численности населения стал естественный прирост: на 9,5% в прошлом году по сравнению с предыдущим — 10,4 тыс. человек. Но так было не всегда…
Через миграцию к детям
Судя по статистике, переориентация на естественный прирост началась в 2002 году. Это объяснимо: демографические процессы в округе вплоть до конца 80-х годов развивались по сценарию, характерному для большинства районов усиленного хозяйственного освоения. Основной прирост населения — 82% — приходился на миграцию.
Благодаря трудовым ресурсам ХМАО был одним из немногих субъектов РФ, имевших в 90-е годы положительную демографическую динамику. Во всех северных регионах население сокращается. Так, к началу 2001 года в Чукотском автономном округе убыль достигла 44%. Уменьшение происходит вследствие переизбытка населения, сокращения потребности в рабочей силе
Ставку только на мигрантов здесь отказались делать еще в середине 90-х. Но стало ясно, что для освоения углеводородов собственных рабочих рук недостаточно. Гонка за демографическими показателями выявила отсутствие в округе социальной инфраструктуры: в советское время северные территории рассматривались как места временного проживания. Среди преимуществ — благополучное финансовое положение главного нефтеносного региона страны и молодость населения (в среднем 34 года). По словам начальника управления семейной политики и демографии департамента труда и социальной защиты населения ХМАО Ольги Матросовой, была принята программа демографического развития до 2015 года, закон в поддержку материнства, отцовства и детства. Были поставлены задачи укрепления института семьи, рождения и воспитания детей, обеспечения адресной социальной защиты и профилактики ранних беременностей и абортов.
Ставка на ребенка
«Сейчас нам есть что предложить населению, — не без гордости говорит Ольга Матросова. В 2006 году на социальные нужды правительство Югры израсходовало 60% бюджета (за прошлый год он составил 77,5 млрд рублей). В нынешнем — потратит 80%. Создана нормальная
Один из самых известных соцобъектов ХМАО — перинатальный центр в Нижневартовске на 150 мест. Медицинская помощь роженицам строится только по принципу «мать и дитя» — ребенок находится в одной комнате с матерью с самого рождения. Есть детская реанимация, 13 индивидуальных родильных залов, в комнатах — евроремонт.
В так называемом зале имянаречения регистрируют всех появившихся на свет малышей (о чем товарищ мне и говорил). Именно здесь в день выписки из роддома сотрудники ЗАГСа вручают родителям малыша первый в его жизни документ: свидетельство о рождении. А вместе с ним — открытку, где указаны вес, рост младенца, время его появления на свет, а также имена врачей и акушеров, принимавших роды. Раньше процедура регистрации ребенка — получение свидетельства и оформление гражданства — занимали не меньше месяца.
Это еще что. Существует, например, Фонд поколений. На имя родившегося ребенка в нем открывается счет, который ежегодно пополняется по мере увеличения доходов фонда. По достижении 18 лет житель Югры сможет потратить эти деньги на образование или покупку жилья. В ХМАО также работает ипотечная программа «Молодой семье — доступное жилье». Кредит выдается на 20 лет под 5%. За каждого ребенка списывается долг в размере стоимости 12 кв. метров, за третьего долг погашается полностью. В прошлом году этой программой воспользовались 1820 семей (благодаря подобной программе, например, ГДР была единственной страной Восточной Европы, где в конце 1970-х имело место повышение рождаемости).
Проблему нехватки детских садов в ХМАО решают с помощью пособий по уходу за ребенком. Есть выбор — устроить ребенка в детский сад или получать на него 5 тыс. рублей ежемесячно и воспитывать дома. Получателей пособий — 17 — 18 тысяч.
Но, несмотря на все плюсы, ХМАО все же уступает по естественному приросту населения Дагестану и Чечне. На Северном Кавказе сохранились традиции уважения института семьи, считает Ольга Матросова. У нас они разрушены европейским стилем жизни. Навязываются чужие обычаи — не запрещено быть одиноким, рожать детей вне брака. Мы против этого, поэтому воссоздаем культ семьи с помощью социальной рекламы, занятий с молодежью, говорит Ольга Матросова.
Делитесь опытом
Демографический прорыв ХМАО на фоне других территорий выглядит более чем позитивно, отмечают ученые. «В целом по России, несмотря на принятие Концепции демографического развития, закона о материнском капитале, повышения единовременных пособий в связи с рождением ребенка, ощутимых изменений в демографической ситуации не произошло. До самого последнего времени отсутствовало осознание того, что углубляющийся демографический кризис становится главной опасностью для настоящего и будущего страны. Если уровни рождаемости, смертности и миграции останутся неизменными, то, начиная с 2008 года, население России ежегодно в среднем будет сокращаться на один миллион человек. Его численность к 2010 году составит 139 миллионов, к 2015 году — 134, к 2020-му — 129, а к началу 2025 года — 122 млн человек», — считает главный научный сотрудник Института
Такие островки демографического благополучия, как ХМАО, должны послужить примером для других территорий. Опыт Югры показывает, что задача увеличения рождаемости населения требует кропотливой работы во всех отраслях. Просто инвестировать в демографию бесполезно. Необходимо развивать жилищное кредитование, сглаживать негативные для общества
Дополнительные материалы:
Уроки демографии
Наталья Западнова |
— Наталья Леонидовна, если другой регион воспользуется вашим опытом улучшения демографической ситуации, в частности будет направлять на социальные нужды большую часть бюджета, удастся ли ему повысить показатели рождаемости?
— Чтобы выработать демографическую программу для любого субъекта федерации, необходимо знать определенные показатели. В том числе геополитические, экономические условия развития территории, рынок труда, демографическую структуру, сколько здесь проживает трудоспособного населения, пенсионеров, как идет процесс воспроизводства. С 1960 года ХМАО всегда работал с естественным демографическим приростом за счет рынка труда, развития экономики. Кроме того, Югра была территорией нового освоения, и даже в сложные для России времена здесь никогда не было демографического минуса, был демографический ноль. Также необходимо знать, какие возможности существуют в конкретной территории по оказанию услуг населению через систему социальной инфраструктуры, созданные в том или ином регионе. В центральной части России и ХМАО такие возможности отличаются: до 1993 года многие элементы социальной инфраструктуры у нас фактически отсутствовали. На основе всей этой информации необходимо смотреть, какие программы
— Удастся сохранить в ХМАО тенденцию к приросту населения?
— Безусловно. У нас есть программа демографического развития, в ней расписаны мероприятия до 2015 года. Что касается ближайших перспектив, то ожидается, что к 2008 году количество постоянных жителей Югры превысит 1,6 млн человек.
— Как я понимаю, сейчас миграционные потоки не играют существенной роли в демографических процессах ХМАО?
— Об этом говорят цифры. Так, в 2006 году в округе родилось 20,5 тыс. детей. Естественный прирост уже третий год держится на уровне 6,5 — 7% в год. На протяжении последних трех лет число приезжих рабочих неуклонно сокращается. Миграционная убыль в 2006 году составила 1,1 тыс. человек, в 2005 году — 1,2 тыс. человек. Естественный прирост в 2,2 превышает смертность.