Ничего не проси
Сергей Дегтярь |
Конкуренция — значит конкурентоспособность
— Сергей Анатольевич, в каком состоянии основные инвестиционные проекты Тюменской области?
— Во время январской поездки губернатора области в Тобольск состоялась презентация проекта второй очереди «Тобольск-Нефтехима». В марте совет директоров компании СИБУР принял важнейшее для области решение инвестировать в строительство и расширение производства Тобольского нефтехимического комбината. Реализация проекта намечена на 2007 — 2012 годы. Область и Тобольск получат дополнительный источник доходов в свои бюджеты. Поэтому и на региональном, и на городском уровнях это решение всемерно поддерживается.
До конца года выйдут на проектную мощность два очень важных для нас предприятия: Антипинский нефтеперерабатывающий завод, введенный в строй к 420летию Тюмени, и пивобезалкогольный завод «Очаково», запуск которого предполагается в сентябре-октябре. А в 2011 году в Тюмени планируется начать эксплуатацию газовой ТЭЦ3 на основе современного оборудования, отвечающего мировым экологическим стандартам.
С финской компанией Jaakko Poyry Consalting заключен договор о создании стратегии развития лесопромышленного комплекса. Предстоит взглянуть на этот кластер как бы с высоты птичьего полета: отследить цепочку создания стоимости. Нужен комплексный анализ состояния лесных ресурсов, построение логистической схемы: где необходимо прокладывать лесовозные дороги, где эффективнее организовать лесозаготовку и лесопереработку. У нас есть сырье, производственные мощности. А значит, нужны и серьезные маркетинговые исследования, чтобы найти рыночные ниши для нашей продукции — и в России, и за рубежом. По окончании этих исследований правительство области сможет объявить о конкретных инвестиционных проектах и инвестициях, как государственных, так и частных, возможно, тех же финнов. Могу сказать, что интерес к нашему ЛПК проявлен не только со стороны правитель-ства Тюменской области, но и со стороны инвесторов.
У региона уже есть успешный опыт создания совместных с зарубежными компаниями предприятий. Российскогерманское СП «Сибшванк» в декабре прошлого года начало производство пластиковых труб под нужды не только Тюмени и Тюменской области, но и всего УрФО. Компания Schlumberger ведет на территории области сразу несколько серьезных проектов: завод по производству электропогружных центробежных насосов, комплектующих для перфораторного оборудования, а также ЗападноСибирский учебный центр. Возможно, на этой базе будут обучаться и повышать квалификацию специалисты добывающих компаний, работающих не только в Западной, но и в Восточной Сибири. Schlumberger выступает и в качестве одного из наших стратегических партнеров в создании технико-внедренческого парка в Тюмени.
— Область активно предоставляет налоговые преференции по отдельным инвестиционным проектам. Я имею в виду 4процентную льготу по налогу на прибыль в части региональной ставки. А производители оборудования для нефтедобычи освобождаются от уплаты налога на имущество. Однако возникает сомнение в чистоте процедур. Как вы обеспечиваете их прозрачность?
— Само налоговое законодательство, которое мы, естественно, соблюдаем, предполагает обезличенный подход. Выделяются категории предприятий. И если в регионе появятся еще несколько предприятий со специализацией, как, скажем, у Schlumberger, мы будем это только приветствовать.
— Не расслабляет ли это наши предприятия накануне вступления России в ВТО?
— Наш подход способствует созданию конкурентной среды, минимизации издержек, а значит, повышению общей конкурентоспособности предприятий.
— На это потребуются годы, а федеральное правительство обещает нам вхождение в ВТО уже в 2007м…
— Мы планируем комплекс мер, связанных с этой перспективой. 31 июля у нас работала большая группа министерства экономического развития и торговли, эксперты выступили с докладами о стандартизации продукции. В середине августа губернатор поручил правительству дать предприятиям возможно полную информацию о том, какие риски и преимущества несет региональной экономике вступление страны в ВТО. Создана комиссия по вопросам подготовки предприятий и организаций области к работе в условиях ВТО: в нее вошли представители регионального правительства, руководители отраслевых промышленных ассоциаций, ученые. Мы активно привлекаем к выработке экономической политики региональную ТПП, отраслевые ассоциации, в первую очередь машиностроителей. Речь прежде всего идет о подготовке профессионального менеджмента. Мы готовы организовать систему помощи в его усовершенствовании, в переквалификации руководителей предприятий.
Кроме того, с той же торгово-промышленной палатой есть договоренность о запуске программы регионального форсайта (от англ. foresight — предвидение. Технология прогнозирования перспективных кластеров на 10 — 20 лет на основе сотрудничества власти, бизнеса, науки, общества.— Ред.). Мы призываем вертикально-интегрированные добывающие компании, машиностроителей, ученых, которыми изобилует Тюмень и Тюменская область, совместно прогнозировать тренды будущего. Опыт у нас есть: стратегию экономического развития области до 2020 года мы разработали не в тиши чиновных кабинетов, а вместе с бизнесом, представляющим все ведущие отрасли, от нефтегаза и машиностроения до легпрома, под эгидой той же ТПП. В конце марта она одобрена министерством регионального развития РФ.
Мы выступаем за модернизацию основных фондов предприятий, внедрение инновационных технологий. На осеннюю сессию областной думы вынесен законопроект о государственной поддержке в сфере научной, научнотехнической и инновационной деятельности в Тюменской области, начиная от губернаторских грантов малым инновационным фирмам, заканчивая предоставлением налоговых льгот предприятиям, подпадающим под категорию инновационных.
Есть понимание, что greenfield (строительство в «чистом поле») — представляет высокий риск для промышленного девелопмента. Поэтому областное правительство и муниципальные власти готовы вкладывать бюджетные средства в разработку градостроительной документации и выбор наиболее привлекательных площадок, предназначенных для новых производств, в их инженерную подготовку, создание каталогов и геоинформационных систем для потенциальных инвесторов. Всем этим правительство области уже занимается в сотрудничестве с Федеральным агентством по особым экономическим зонам, промышленностью и наукой. Дело бизнеса в этом случае — строительство цехов и комплектование производства. Кроме того, планируется через земельную, арендную политику инициирование освобождения привлекательных площадок от неэффективных собственников.
Переходу региональной экономики на инновационный путь развития призван служить и тот же технико-внедренческий парк, в рамках которого проекты будут сопровождаться от рождения новшества до выпуска товарного образца и его коммерческой реализации.
Нефть как база
— Тюменская область благодаря нефтегазовой специфике интегрирована в международную торговлю. Включенность этого сектора в глобальную экономику при высоких ценах на углеводороды позволяет рассчитывать на сохранение высокой конкурентоспособности региональной экономики в долгосрочной перспективе. Но зависимость небазовых отраслей от нефтегазового сектора, от внешней конъюнктуры составляет и основные риски. Как предполагается их нивелировать?
— Губернатор постоянно обращает внимание на то, что период благоприятной ценовой конъюнктуры недолговечен. И мы должны максимально использовать возникающий задел, чтобы вырастить небазовые отрасли.
Готовя стратегию экономического развития, мы пришли к экономически обоснованному выводу, что наиболее конкурентоспособна на глобальном рынке, по крайней мере сейчас, нефтегазодобыча. Этот кластер имеет в нашей области и самый законченный вид: есть добыча, переработка, транспортная система, логистика, энергетика, машиностроение, наука и так далее. Но ТЭК для нас — прежде всего локомотив, который разогнался и идет на всех парах. Пришло время создавать вокруг него смежные отрасли: сервисы, информационные технологии, машиностроение — все, что так или иначе сопутствует нефтегазодобыче. В будущем они могут вырасти в базовые секторы региональной экономики, которые сделают ее многоукладной и позволят нам успешно балансировать в случае изменения конъюнктуры. Проект технопарка позволяет эту стратегическую линию реализовывать в концентрированном виде. И государство, и нефтяные компании готовы участвовать в этом проекте на долевых началах.
— Технопарк со временем станет обслуживать не только ТЭК, но и поднявшиеся на его базе отрасли?
— Совершенно верно. В рамках технопарка могут развиваться инновации в области медицины, леспрома и так далее. Но нужно признать, что сегодня масштабно инвестировать в инновации под силу только нефтянке. Тем более, она заинтересована в современных технологиях добычи, в ее интенсификации, в повышении нефтеотдачи пластов. Самотлор уже не тот, что был в 60 —70х.
— Одна из нетрадиционных отраслей, бывшая в советские времена в загоне, — туризм. Тюменская область обладает несколькими жемчужинами, в первую очередь это Тобольск. Каковы намерения властей и бизнессообщества в этом направлении?
— Перспективы этой сферы следует увязывать с экономическим эффектом: она должна стать источником бюджетных доходов. Но мы также понимаем, что без первоначальных инвестиций в объекты показа и инфраструктуру на это рассчитывать нельзя. И сейчас в реставрацию памятников, реконструкцию инженерных коммуникаций, строительство дорог направляются сотни миллионов бюджетных рублей.
Масштабная модернизация проведена в крупнейшем аэропорте Западной Сибири — тюменском Рощино: летом 2003 года он получил статус международного, здесь открылся международный терминал. С сентября авиакомпания UTair вводит отсюда регулярный международный рейс Тюмень — Мюнхен — Тюмень.
Но мы также осознаем, что даже при наличии привлекательных объектов показа, аэропорта и современных дорог, нам не завлечь туристов без комфортных гостиниц, кафе. И это уже задача бизнеса. Мы же, создавая стратегию развития туристической отрасли, дали ему представление о том, как будут проходить туристические маршруты в привязке к объектам показа, какова последовательность реконструкции памятников. Первым, приоритетным маршрутом станет Тюмень — Покровское — Тобольск. (Село Покровское — родина Григория Распутина, Тобольский кремль — первый российский форпост в Сибири. — Ред.). Объемы капиталовложений на реставрацию памятников здесь растут опережающими темпами. Таким образом, мы сигнализируем бизнесу, как увеличится объем туристического трафика, где выгоднее построить гостиницу или пункт общепита, какие объекты будут наиболее рентабельными. Другими словами, мы набросили на область сетку маршрутов и готовы показать бизнесу, куда с наименьшими рисками стоит вкладывать деньги. Бизнес откликается. Компания Olympia Reisen GmbH, с которой мы разрабатывали стратегию развития туристической отрасли, высказала намерение участвовать в возведении гостиниц, есть предварительные договоренности и с другими игроками. Начинается выделение землеотводов.
Расходуем эффективно
— По нашему мнению, федеральный центр продолжает концентрацию налоговых ресурсов. Пример — судьба налога на добычу полезных ископаемых, с прошлого года почти полностью оседающего в федеральном бюджете. Задачи, стоящие перед регионом, огромны. Хватает ли ресурсов?
— Считаю, что с точки зрения инвестиционной политики у регионов сегодня вполне достаточно полномочий. Но нужно умело администрировать. Вместо того чтобы роптать на недостаток средств в бюджете, лучше проанализировать, насколько эффективно используются те, что есть. Поэтому один из приоритетов в деятельности областного правительства — повышение эффективности расходования бюджетных средств. Без понимания приоритетности, этапности, механизмов осуществления мероприятий и основных критериев эффективного расходования бюджетных средств, позволяющих выносить справедливую оценку распорядителям, претендовать на дополнительные источники по отношению к федеральному центру было бы, на мой взгляд, некорректно.
— На каком этапе находится Тюменская область в освоении программноцелевого подхода к бюджетным процессам?
— Более 95% областного бюджета у нас администрируется в рамках областных целевых программ. В этом же формате мы проводим трехлетнее планирование, что позволяет определять приоритетность и этапность.
— Какие конкретные положительные результаты приносит такая политика? Эффект посчитан?
— В прошлом году в рамках отраслевых департаментов были сформулированы основные направления деятельности правительства Тюменской области. В настоящее время департамент экономики проводит анализ их выполнения по итогам первого полугодия. В сентябре-октябре, как только эта работа будет завершена, ее результаты лягут на стол губернатору.
— Соседние области — Челябинская, Пермская — идут сейчас той же дорогой. Есть обмен мнениями, какаято сверху спущенная методология или каждый набивает свои шишки?
— Думается, инициатива должна идти и сверху, и снизу. Опыт регионов и федерации мы постарались обобщить в рамках рабочей группы Госcовета РФ по вопросам совершенствования механизмов исполнения органами госвласти своих полномочий. Ее возглавляет наш губернатор. Доклад рабочей группы на Госсовете ожидается в сентябре.
— Как известно, ваша группа предложила 127 критериев оценки деятельности региональных органов власти. Среди них, например, демография. Но ведь такие показатели отражают и качество федеральной политики. Справедливо ли оценивать по ним регионалов? Не приведет ли это к манипулированию показателями, скажем, в политических целях, для избавления от неугодных региональных лидеров?
— Можно согласиться с тем, что есть условное разделение на прямые и косвенные показатели эффективности региональной власти. Прямые — это, например, качество управления бюджетными ресурсами или финансовые затраты на школьника. Но и косвенные показатели — демография, инвестиции — тоже зависят от региональной власти. Например, если мы рассуждаем о демографии, то возникают тесно связанные друг с другом вопросы качества медицинского обслуживания, жилищной политики, образования, миграционной политики. В общем, это система сбалансированных показателей.
— А судьи кто?
— Заинтересованы все. Население оценивает власть. Губернатор — своих подчиненных. Федеральный центр — глав регионов. На мой взгляд, важно придать этому процессу публичный, общественный характер.
Дополнительные материалы:
Преемственность намерений
Заключая договор о строительстве в регионе завода стального проката, тогдашний губернатор Тюменской области Сергей Собянин (сегодня — глава администрации президента РФ) и гендиректор Уральской горно-металлургической компании (УГМК) Андрей Козицын договорились, что компания спроектирует и построит предприятие в пригороде Тюмени. При выборе территории сыграла роль лояльность местных властей: они взяли на себя обязательства по предоставлению площадки, оформлению землеотвода и содействию в прохождении экспертиз.
Новый глава региона Владимир Якушев подтвердил намерение оказывать всестороннюю помощь УГМК. Учитывая социальную значимость проекта (завод создаст более тысячи рабочих мест), губернатор пообещал включить его в областную программу поддержки предпринимательства, в результате УГМК получит налоговые льготы.
В качестве второй причины выбора Тюмени как места размещения нового предприятия на УГМК называют отсутствие проблем с сырьем. Сталь компания планирует производить из вторичного сырья, и в ближайшие годы проблем с металлоломом в регионе не будет: в Западной Сибири начинается активный процесс демонтажа старых нефте— и газопроводов.
Подготовила Мария Истомина
Инвестиционный климат в Тюменской области — один из самых благоприятных в России
— убежден директор тюменского завода «Очаково» Михаил Мезенцев
— Объем инвестиций в строящийся завод «Очаково» составит около 40 млн евро. После его выхода на проектную мощность бюджет области начнет получать порядка 530 млн рублей налогов ежегодно, а общие налоговые выплаты в бюджеты всех уровней достигнут 968 млн рублей. На предприятии будет создано более 500 рабочих мест. Регион распространения продукции только Тюменской областью не ограничится: планируется, что завод обеспечит весь УрФО, Сибирь, возможно, Дальний Восток.
Почему мы выбрали именно Тюмень? Первые два места в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов России я отдаю Московской и Ленинградской областям, а вот на третью строчку поставил бы Тюменскую. Это связано в первую очередь с высокой платежеспособностью населения и организаций, а также с позицией властей, идущих навстречу инвестору.
Когда мы решили строить завод в Тюмени, руководство области пообещало создать благоприятный инвестиционный климат. И обещание сдержало: «Очаково» предоставлены льготы по налогам на прибыль и имущество. Но самое важное в государственной поддержке — своевременная выдача разрешений и согласований: на это уходит масса сил. Уровень нормативноправовой базы в Тюменской области выше, чем в других регионах России. В вопросах получения разрешительной документации ее можно приводить в пример. Я, конечно, истоптал не одну пару ботинок в коридорах власти, но все документы (включая договор аренды земли и разрешение на строительство) мы получили менее чем за год.
Подготовила Вера Морозова