Подальше от штампов

Подальше от штампов

Подальше от штамповЮг Тюменской области стал полигоном для отработки новых подходов к функционированию региональной экономики: сырьевая ориентация уступает место производству продуктов с высокой добавленной стоимостью. Экономика территории намерена трансформироваться в самостоятельную и эффективную.

В 2009 году нефтяной сектор получит преференции: необлагаемый минимум по налогу на добычу полезных ископаемых будет повышен до 15 долларов за баррель. По первоначальным оценкам, сырьевики сэкономят до 140 млрд рублей. Однако при этом бюджетные поступления Тюменской области сократятся на 10%, финансовые потери составят порядка 5 млрд рублей. По мнению эксдиректора департамента экономики Тюменской области, доцента Тюменского государственного университета Алексея Янина, юг Тюменской области живет за счет средств, которые поступают в бюджет из автономных округов: 70% всех доходов областного бюджета — деньги севера. Компенсировать выпадение доходов возможно только за счет развития небазовых, неТЭКовских отраслей, создающих высокую добавленную стоимость, и обеспечения привлекательных условий для прихода инорегиональных инвесторов.

Срубить денег  

Стратегия социально-­экономического развития Тюменской области до 2020 года предусматривает два сценария — инерционный и активный. Первый построен на зависимости небазовых секторов экономики и бюджетной сферы от циклических колебаний цен на нефть и газ. Второй — на наращивании в городах Тюменской области новых высокотехнологичных сегментов базового сектора (нефтегазодобычи), относящихся в первую очередь к управлению и инновационному развитию отрасли. 

Документ определяет три основных приоритета: повышение эффективности использования природных ресурсов, системы управления регионом и диверсификацию экономики. Последняя подразумевает развитие лесопромышленного и нефтехимического комплексов, энергетики и пищевой промышленности. 

Деревопереработка считается достойной альтернативой нефтедобыче: именно ей через несколько лет предстоит взять на себя существенную часть налогового бремени. Сырьевая база позволяет рассчитывать на увеличение объемов лесозаготовки: из 9 млн кубометров расчетной лесосеки ежегодно используется только около 2. Сегодня на территории области вырубкой леса занимается порядка 250 предприятий, включая 50 — 70 сезонных (как правило, это фермерские хозяйства). Начинают формироваться леспромышленные холдинги, объединяющие производственную цепочку от заготовки древесины до выпуска готовой продукции. Самые крупные — «Загрос», «Карсикко», «Сибжилстрой» и Тюменский фанерный комбинат: на них приходится 35 — 40% от общего объема лесозаготовки региона. В основном тюменцы закрывают потребности строителей области, часть древесины идет на Пермский и Свердловский фанерные комбинаты. Экспорт круглого леса в Казахстан после введения заградительных пошлин в 2008 году, а также в связи с падением спроса на стройматериалы в этой стране, практически сошел на нет.

Приходу в отрасль долгосрочных инвесторов способствует новый Лесной кодекс, вступивший в силу с 1 января 2007 года: он позволяет заключать договоры аренды на 49 лет. По словам директора департамента лесного комплекса Тюменской области Андрея Мединцева, за минувшие полгода объем лесов, переданных в аренду, увеличился более чем вдвое по сравнению с 2007 годом, что говорит о расширении рынка лесохозяйственных работ. Однако неразбериха, возникшая в связи с законодательными изменениями, в этом году не позволит сделать рывок по объемам лесозаготовки: даже если компания выигрывает аукцион на право аренды, она может приступить к вырубке только после того, как зарегистрирует договор, подготовит проект освоения лесов и подаст декларацию. На эти формальности уходит до полугода. Поэтому о бурном росте отрасли можно говорить только в перспективе.

Будущее тюменского рынка деревопереработки также связывают с приходом компании ИКЕА, которая планирует построить в Ишимском районе завод пиломатериалов производительностью 100 — 150 тыс. кубометров в год. Лесозаготовка — бизнес для шведов непрофильный, поэтому вполне вероятно, что она предпочла бы отдать его на аутсорсинг. «К сожалению, в Тюменской области нет сегодня предприятия, которое могло бы заготовить древесину в нужных для ИКЕА объемах — порядка 200 тыс. кубометров в год», — отмечает Андрей Мединцев. Главная причина — техническая отсталость. 

Инвестиции в основной капитал 

Переломить ситуацию тюменские лесозаготовители могут, но нужно время. Крупные игроки уже занимаются техперевооружением. Так, лесопромышленное предприятие «Туртас», входящее в группу компаний «Карсикко», в этом году потратит 46 млн рублей на капитальные вложения. В результате обновления технопарка объем заготовки в 2008 году должен составить 120 тыс. кубометров против 91 тысячи годом ранее, к 2010му планируют довести этот показатель до 250 тыс. кубометров. Другое предприятие группы, ООО «Карсикко Лес», наращивает собственные мощности по выпуску пиломатериалов. Как рассказал его генеральный директор Анатолий Костанди, к 2010 году предполагается выйти на 200 тыс. кубометров продукции, большая часть которой будет поставляться домостроительным компаниям группы, остальное пойдет в соседние регионы и на экспорт. 

Весь лесной фонд Тюменской области условно разделен на четыре зоны. Первая — так называемое «золотое кольцо» вокруг Тюмени: здесь максимальная плотность населения, высокий спрос строительных организаций, а инфраструктурных проблем значительно меньше. Но практически все участки уже арендованы. Вторая зона — Ишимская: она богата лиственными лесами, поэтому основным игроком, как ожидается, там станет ИКЕА, производящая мебельный щит из березы. На сегодняшний день расчетная лесосека по лиственным породам не используется даже на 1%. Третья зона охватывает Уватский район, где лесозаготовка вторична: ТНК-ВР реализует проект по разработке нефтяных месторождений. Здесь дороги, проложенные нефтяниками, вполне могут послужить и для вывоза леса. К четвертой зоне относятся Тобольский и Вагайский районы. «Для них развитие деревообработки может стать отраслью номер один. Мы надеемся на приход серьезных игроков в сфере создания комплексного производства по переработке древесины, начиная от лесозаготовки и лесопиления и заканчивая выпуском плит», — отметил Андрей Мединцев. 

При всех перспективах нового лесного направления совсем отказываться от старого нефтяного неразумно. Целесообразнее сместить акценты. Например, на нефтехимию. Условия для этого есть: регион энергоизбыточен, стоимость этого ресурса здесь на 30 — 40% ниже, чем, например, в Свердловской области. Продукция нефтехимии транспортабельная и дорогая, ее выгодно возить на большие расстояния. Один из проектов уже воплощается: Сибур намерен запустить под Тобольском производство полипропилена. 

Вырастить денежное дерево

Объем инвестиций в основной капитал с 2005 по 2007 год в Тюменской области вырос вдвое, с 56,3 до 113,7 млрд рублей. По этому показателю регион входит в десятку лидеров, более чем двукратно превосходя среднероссийский уровень инвестиций на душу населения (86,5 против 39,1 тыс. рублей). И если в 2004 — 2006 годах основными объектами вложений были геологоразведочные работы, то сегодня средства идут преимущественно в строительство инфраструктуры и лесную промышленность. 

Динамика инвестиций объясняется просто: помимо традиционных льгот, которые предлагают все регионы (по налогу на прибыль, транспортному и земельному налогам), у территории есть специфические преференции. Например, в Тюменской области с 2001 года действует программа субсидирования процентных ставок по банковским кредитам: на инвестиционные проекты предоставляется компенсация в размере 2/3 ставки рефинансирования. Кроме того, регион активно занимается обустройством инвестплощадок: это земельные участки, права на которые четко определены и могут быть в короткое время переданы потенциальному инвестору на правах договора аренды или выкуплены в собственность. 

В условиях снижения добычи углеводородов судьба юга Тюменской области, его возможность диверсифицировать экономику напрямую зависят от создания грамотных условий для прихода инвесторов.

Ввод жилых домов 

Дополнительные материалы:

Конкурентов нет 

Владимир Княгинин
Владимир Княгинин

Западная Сибирь на протяжении ближайших десятилетий останется для России основным поставщиком углеводородного сырья. В этой ситуации у Тюмени есть все предпосылки, чтобы сохранить стратегическое значение, считает директор Центра стратегических разработок «Северо-­Запад» Владимир Княгинин

— По всем прогнозам цены на нефть продолжат расти. Гипотетически новые технологии, составляющие конкуренцию нефтяной и газовой энергетике, могут появиться не раньше 2030 года. Мир сохранит зависимость от углеводородного сырья на протяжении всего этого периода. Причем рост цен на него делает рентабельной добычу с больших глубин фракций, которые ранее по каким­то причинам не добывались и не перерабатывались, — тяжелой нефти и жирного газа. 

Это означает, что региону придется отвечать на технологический вызов: для извлечения углеводородов потребуются инновационные решения. 

Подготовил Артем Коваленко

Проект «Тюменьперезагрузка»

Югу и автономным округам Тюменской области в ближайшем будущем придется поменяться ролями. Диверсификация экономики автономных округов бесперспективна, поэтому дотационный юг станет драйвером развития, а золотоносный север займет вторые позиции, уверен эксдиректор департамента экономики Тюменской области, доцент Тюменского государственного университета Алексей Янин

— Алексей Николаевич, какие альтернативные пути развития экономики Тюменской области вы видите?

— Ставку надо делать на сферы деятельности, где существует стабильный спрос на конечную продукцию производства. Не задумываясь можно сказать, что будущее есть у торговли и потребительского сектора. Тюмень — транзитная территория, через которую перевозится масса грузов. Этим и надо пользоваться. Поэтому сейчас необходимо вкладывать средства в строительство дорог, развязок, логистических центров. 

Для развития торговли сложно найти регион со столь высоким покупательским спросом. Сконцентрировавшись на добыче полезных ископаемых, мы упустили из внимания этот момент. Сегодня на прилавках магазинов продукции местного производства, за исключением молока и творога, не найти. География поставок: Петербург, Москва и область, Екатеринбург, Челябинск, Курган, Шадринск, Омск. Потенциал Тюмени позволяет производить большой ассортимент продуктов питания — хлебобулочные изделия, мясные полуфабрикаты, замороженные овощи, крупы в ассортименте. Условия для развития сельского хозяйства и переработки продукции прекрасные: плодородная почва, вполне комфортный климат и большой рынок сбыта. Логистика обойдется дешевле, а значит, цены будут конкурентоспособны, в итоге найдутся и свободные ниши.

— Почему при таком потенциале развитие сельского хозяйства сдерживается?

— Здесь два главных фактора. Во-­первых, исторически так сложилось, что Тюмень развивалась как нефтегазовый центр. Все говорили: «Мы вам привезем, работайте только на нефть и газ». Во-­вторых, это недооценка сектора. Высокие доходы от нефтянки не позволили развиваться альтернативным вариантам. И сейчас у нас нет производства товаров ни для потребительского рынка, ни для строителей. А потребности в цементе, стекле, бетоне высоки. По российским меркам объемы застройки передовые: только в одной Тюмени в прошлом году возведено жилья порядка 1 кв. метра на одного жителя. И предпосылок для изменения этой тенденции нет.  

— Производство строительных материалов — специфичный сегмент: требуется сырье, люди, инвестиции. Есть ли ресурсы?

— Были бы хорошие идеи, ресурсы найдутся. Самая главная проблема для нашего региона — выделить из возможного списка сфер деятельности наиболее подходящие для развития. Например, запустили в прошлом году маленький нефтеперерабатывающий заводик мощностью 500 тыс. тонн, а о целесообразности не подумали. Нормальный завод имеет производительность 10 — 20 млн тонн, экономика такого предприятия взвешенная, безубыточная, продукция конкурентоспособная. 

А тюменский проект в сравнении со стандартами — керосинка, его перспективы туманны. Никогда нефтеперерабатывающие заводы в Тюменской области не будут выгодны. Особенность топливного бизнеса такова, что перерабатывающие мощности есть смысл запускать только вблизи рынков потребления, городов-­мегаполисов. В Тюменской области даже региональный центр к таким не относится.  

— Мы с вами в большей степени говорим о Тюмени. Но свой вклад в диверсификацию должны внести и северные территории. Какие точки роста могут быть там?

— Если верить последним сообщениям из областного правительства, на северных территориях инвестиционный потенциал будет сконцентрирован на создании обрабатывающего сектора, развитии туризма, рыбоводства, рыболовства. Обороты в этих отраслях в тысячи раз меньше, чем в нефтегазовом секторе. И даже если в них удастся титаническими усилиями увеличить объемы в 10 — 20 раз, все равно отдача по сравнению с нефтянкой будет мизерной. Обрабатывающий сектор на северных территориях неконкурентоспособен. Пример — ХМАО. Там потратили большие деньги на развитие деревообработки. Но предприятия работают с убытками, продукция дорогая. Об этом стараются не говорить, но я смотрел статистику: сплошные минусы. Их поддерживают за счет бюджета, но так все время продолжаться не может. 

— Есть готовые рецепты выхода?

— Главный — перестать кичиться и начать считать деньги, которые довольно легко достаются. Бюджет Тюменской области больше, чем у Свердловской, но у нас 1,3 млн человек, а там — 4,4 миллиона. Разница колоссальна. Нужно пользоваться моментом и вкладывать в развитие инфраструктуры, дорожного хозяйства, строительство новых энергообъектов. Необходимо создавать привлекательные условия для инорегиональных инвесторов: снижать налоговую нагрузку, предоставлять льготы там, где это в последующем даст максимальную отдачу — в инновационной сфере, малом и среднем бизнесе, перерабатывающих производствах. А высокорентабельные сферы деятельности, такие как металлургия и производство алкоголя, обойдутся и без бюджетных вливаний. 

Интервью взяла Ольга Воробьева 

            Поддержка выпуска:
Правительство Тюменской области
 Правительство Тюменской области
         Ассоциация кредитных организаций Тюменской области
 Ассоциация кредитных организаций Тюменской области

 

Материалы по теме

Карт­бланш на реформы

Кооператив «Большой Урал»

Нехорошая ситуация

с БОРу по сосенке

Окна роста

Пермский рай