Царские дни
…Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. Русские принцессы. В их тонких вдохновенных лицах ощущается предчувствие трагического будущего. Екатеринбургский художник Сергей Мочалов пишет портреты семьи последнего российского императора вот уже полтора десятка лет. Первая выставка в 1994 году вызвала неоднозначное отношение. Сейчас тема «открыта», экспозиция икон с изображением членов семьи Романовых руки Сергея Мочалова с большим зрительским успехом проходит в Музее писателей Урала.
…Изображение Николая II словно проступает сквозь камень: портрет выполнен на куске кирпича Ипатьевского дома. На крышке рояля XVIII века — лик наследника Алексея. Икона «Анастасия» «одета» в старинный киот. Некоторые работы инкрустированы драгоценными камнями и монетами. Художник соединяет времена, вписывая портреты в предметы, имеющие историческую ценность. По характеру иконы светские, но некоторые из них уже пожили в храмах, они «намоленные».
Пристрастие к «писанию» принцесс Сергей Григорьевич объясняет с художнической точки зрения: «Для меня это реализация концепции женского портрета, в них я нашел своих героинь». Он восстанавливает геометрию, черты лиц по фотографиям, а рефлексы наблюдает у живых людей, работая с натурщицами. Но у темы Романовых масса других аспектов: социальный, политический, исторический, религиозный.
Фестиваль «Царские дни», преамбулой к которому и стала выставка Сергея Мочалова, призван примирить эпохи, мировоззрения, пространства, верования. Дни памяти святых царственных страстотерпцев традиционно, уже в шестой раз, проводятся в Екатеринбурге в годовщину расстрела царской семьи, в середине июля (трагической стала ночь с 16 на 17 июля 1918 года).
Нынешняя программа Дней сверхнасыщена. Проходит Форум православной молодежи, концерт бардов в Храме на Крови,