Театр военных действий

Театр военных действий

Театр военных действий2 июля в Екатеринбургском театре оперы и балета состоялось знакомство труппы и театральной общественности с новым директором. Им стал Андрей Шишкин, до этого возглавлявший оперный театр Башкортостана. Представлять его прибыли учредители театра. Презентацию в формате ток-шоу с лоском опытного телеведущего провел глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой. Театр в последние годы сотрясали бесконечные закулисные войны. Теперь объявлено о начале нового этапа в его жизни.

История вопроса

Первые признаки неблагополучия наметились еще в начале 90-х в связи с новыми экономическими реалиями и оттоком лучших творческих сил. Но театру удавалось сохранять популярность и достойно существовать. В декабре 2004 года отставка более 20 лет руководившего театром Владислава Вяткина (официально — на пенсию, реально — из-за конфликта с главным балетмейстером Вячеславом Гордеевым, редко балующим театр присутствием) спровоцировала начало «смутного времени». Стали вылезать накопившиеся проблемы: маленькие зарплаты (в сравнении с соседними оперными — в Перми и Челябинске), отсутствие громких событий, международных гастролей, резкое падение зрительского интереса. Назначенный в январе 2005 года на директорский пост Юрий Орлов не только не сумел решить ни одной из них, но и усугубил ситуацию.

Тем временем кульминации достиг конфликт большой группы солистов оперы и художественной коллегии театра с главным дирижером Евгением Бражником, исповедующим авторитарный стиль руководства. Артисты отказались петь в его новой постановке, и за последний сезон не выпущено ни одной оперной премьеры. Объявленный Бражнику за это выговор суд отменил, а в начале июня Орлова вызвали в Москву и прервали с ним контракт раньше положенного срока. Но пока новый руководитель не был назначен, мало кому известный и.о. директора Сергей Сердюков вернул в театр Орлова и уволил народного артиста России Бражника — «за прогулы». В соответствии с хрестоматийной формулой, трагедия развала одного из лучших театров страны стала превращаться в фарс. Оперный регулярно фигурировал в сводках скандальных новостей, волны компромата заливали экраны и сайты. Городские и областные власти между тем молча взирали на ситуацию, не имея рычагов воздействия: театр-то федеральный.

Суть конфликта

Коротко ее можно описать так — отсутствие грамотного театрального менеджмента, подразумевающего прописные для цивилизованного мира истины. К примеру, театр, как и любой сложный организм, должен функционировать экономически, а управленческие должности (как и партии в спектаклях) нужно раздавать не родственникам и «преданным людям», а профессионалам. Кресло руководителя (будьто директор или главный дирижер) следует занимать на строго определенный срок, а не с мыслью уйти с него только в мир иной.

Происходящее в Екатеринбургской опере можно считать отрыжкой советского прошлого и объяснять исчерпанностью взаимоотношений конкретных людей с театром. Отчасти — соотносить с общероссийской проблемой руководства учреждениями искусства в новых условиях. Примирить существование рыночной экономики и творческого процесса вполне реально при толково выстроенной схеме полномочий и обязательств (не говоря уже о человеческой толерантности) менеджера-руководителя и художника-творца. Соединение их в одном лице случается, но редко: есть феноменальный Валерий Гергиев, главный дирижер и лидер Маринки, есть художественный руководитель Пермского оперного Георгий Исаакян. На встрече Швыдкой и другие не раз вспоминали Свердловскую филармонию, где сумели поставить дело на рельсы новых управленческих технологий.

Перспективы

Хоть и с опозданием, и это признал Швыдкой, театру дали антикризисного управляющего с контрактом на пять лет (обычно — три года). У Шишкина — репутация крепкого театрального руководителя (по образованию он инженер-экономист) и картбланш, но хозяйство ему досталось в катастрофическом состоянии. В активе: труппа, имеющая отличные голоса, прекрасных танцовщиков, профессиональный оркестр; собственные производственные цеха с уникальными мастерами и роскошное здание в центре Екатеринбурга. Отягчающих обстоятельств не меньше. Люди измождены атмосферой скандалов и интриг. Нет творческих лидеров: уже 16 лет — главного режиссера, главный балетмейстер «виртуален», а главный дирижер — в состоянии хронической судебной тяжбы. Отсутствуют долгосрочное планирование и системный маркетинг, не разработана схема работы с попечительским советом, не эффективна работа со зрителями и т.д.

Станет ли новый директор возобновлять институт главных специалистов или обратится к западному опыту и будет искать интендантов — профессионалов, не имеющих собственных творческих амбиций, но способных внятно артикулировать репертуарную политику? Сохранит на ключевых постах даже тех, кто скомпрометировал себя, или приведет новую команду? Труппа театра отправляется в летний отпуск с главной мыслью: паковать чемоданы «насовсем» или ждать перемен к лучшему…

Как известно, репутацию зарабатывают годами, а теряют в одночасье. Возможно, грядущее 100-летие Екатеринбургского театра заставит здравомыслящих профессионалов забыть о распрях и проникнуться идеей его возрождения.

Дополнительные материалы:

Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета

Один из старейших оперных театров России. В числе трех за пределами Москвы и Петербурга (вместе с Ярославской драмой и Новосибирской оперой) имеет федеральный статус: причислен к национальному достоянию страны. Первый сезон открыл в 1912 году. Творческий путь в нем начинали певцы Козловский, Лемешев, Архипова, Штоколов, дирижер Колобов, режиссер Титель и др. Театр дважды удостаивался Государственной премии СССР. Гастрольные маршруты — более ста городов бывшего СССР и 15 стран мира. В репертуаре — 38 оперных и балетных спектаклей. В 80е годы столичная критика писала о «свердловском феномене», называя театр лучшим в стране. Из последних достижений — номинирование на «Золотую маску» оперы «Мазепа» (2000).

Материалы по теме

Возвращение*

Всей семьей за драконами

Невыносимая сложность бытия

Ушла в народ

Как нам заработать на культуре

Музей третьего тысячелетия