Хорошего должно быть много

Хорошего должно быть много

Художник Игорь Ильичев несколько лет назад придумал Кота. Его Кот отличался от всех, существовавших прежде, как в мире реальном, так и в художественном. Что и было подтверждено Российским авторским обществом, которое засвидетельствовало оригинальность создания. Редкий пока в среде художников случай: образ признан объектом интеллектуальной собственности. 20 июля в Екатеринбургском музее изобразительных искусств открывается выставка работ Ильичева, которая демонстрирует возможности образа, ставшего художественным брэндом. Автор открывает многообразие ипостасей собственного произведения, показывая этим, как искусство способно «сойти с холста», стать массовым, оставаясь качественным, и существовать не только в музеях, но и в повседневном окружении.

Как создавался образ

Сейчас Кот Ильичева выглядит так. Он толстый и аморфный, но в то же время ладно скроенный на свой, кошачий, манер. Его улыбка подобна усмешке, хитрой и хищной. Он чрезвычайно самодоволен и явно не склонен считаться с мнениями других. Он отнюдь не положительный герой нашего времени, и при этом чертовски (котовски) обаятелен. И потому практически все, кто его видел, желают видеть его снова, можно постоянно.

Этот кот — частная собственность. Он зарегистрирован Российским авторским обществом и снабжен подробным описанием. «Изображение представляет толстого кота с широко посаженными глазами. Морда кота по изобразительной идее сдвинута к верхней части. Усы и брови длинные и имеют толщину. Кот очеловечен, в различных видах и ситуациях меняет одежду и цвет, может иметь как лапы, так и руки…». Визуальное изображение куда привлекательнее словесного, зато последнее — документ, так что можно в случае пропажи объявлять в розыск и при обнаружении неправомочного использования (кражи интеллектуальной собственности) — проводить идентификацию.

Наверное, секрет его привлекательности — в очеловеченности. В кошачью породу включена человеческая матрица, и Кот легко трансформируется в различные людские типажи: банкира и музыканта, охотника и моряка. Героев серии «Котовасия» мы подробно описали еще в 2003 году (см. «Котовасия», «Э-У» 4 от 3 февраля). С тех пор человеко-кот расплодился: появились Наполеон, Дон Жуан, Казанова…

Попробуем выяснить: когда и как этот своеобычный кот зародился в сознании художника? Игорь Ильичев после окончания архитектурной академии занимался иллюстрированием книг. Причем, что нехарактерно для иллюстратора, он не просто сопровождал созданный кем-то мир визуальным рядом, а придумывал собственный и разрабатывал его до мельчайших подробностей. Так, именно он воплотил, перевел на материальный уровень бытовавшую в народных сказаниях до сих пор бестелесную Птицу Сирин.

Первое впечатление от картинок Ильичева — чистейшая эмоция, обычно выливающаяся в улыбку. Но в них много и для ума — это своеобразные графические кроссворды. Детали их бесконечны, неожиданны и фантазийны. Многолетняя тема художника — детский народный фольклор, британский и русский, серии «Английские стихи», «Русские потешки». Фольклорный мир в изображении Ильичева густо заселен домашними животными. Конечно, вся живность: гуси, поросята, козочки, псы — вполне человечны. А самый человечный зверь — кот. Он в этом мире — царь людей. Буквально с каждого листа, созданного еще лет десять назад, выглядывает знакомая простодушно-хитрая котовская морда. Этакая забубенная головушка, собирательный образ русского вани, поданный с изрядной долей иронии. Правда, тогда еще герой пребывал в исключительно кошачьем теле, с когтями и пышным хвостом, а не в перчатках и сапогах. Но прищур глаз уже тот самый — «запатентованный».

Когда же с годами Кот Ильичева выкристаллизовался в четкий, определенный образ, к тому же оригинальный (среди этой породы еще разве что Чеширский кот способен к самоидентификации), художник почувствовал: тот начинает самостоятельную жизнь. Он готов стать брэндом.

Как создается брэнд

На выставке автор «раскручивает» героя, воплощая его с помощью других участвующих в проекте художников в керамике и мягком материале (в виде кото-куклы), печатает его изображение на открытках и футболках. В будущем же Кот-образ, Кот-брэнд может жить в скульптуре, в мультимедийном варианте (стать действующим лицом мультфильма или компьютерной игры), быть как детской игрушкой, так и красивой кухонной утварью. Образ универсален, емок, понятен зрителям и вызывает положительные эмоции. Успенский создал Чебурашку, Ильичев — Кота. А удачный образ обязательно должен «выйти в тираж».

Тиражирование — важнейшая потребность современного искусства. Человечество всегда желало размножить те произведения, которые приходились ему по душе. Так возникли гравюра, офорт, литография. Прошлое столетие в изобилии породило новые техники. Например, сериографию: авторские принты считаются такими же подлинниками, как и оригинальные живописные полотна. Но — важный момент — стоят значительно дешевле. Смысл тиража в том числе в удешевлении продукта. В эпоху, когда искусство становится массовым и востребовано на разных ценовых уровнях, к тиражированию собственных произведений прибегают многие известные художники, например Михаил Шемякин. Глобальная задача современного искусства — стать частью культуры широкого потребления, не переставая при этом быть искусством.

Мировая тенденция вполне сочетается с российской традицией: лубок в исконном, не нагруженном негативными смыслами значении возник с целью донести красочные картинки до каждого дома. Нам свойствен утилитарный подход к искусству: красивое должно быть полезным, а полезному желательно быть красивым.

Тенденция тиражирования легко накладывается на личный опыт художника. Вариативность всегда вызывала интерес у Игоря Ильичева. Как книжный график он сталкивался с эффектом проявления нового качества при уменьшении или увеличении произведения. Картинка из серии «Русский фольклор» в большом формате воспринималась как сложная работа, которую нужно раскладывать на составляющие и каждую разгадывать в отдельности. В виде книжной страницы она же выглядела более цельно. Эффекту размножения искусства Ильичев посвятил проект «Арт-дубль» еще в 90-е годы прошлого века, которым доказывал, что дубль есть не повторение произведения, а рождение нового.

Образ же человеко-кота вариативен до бесконечности и имеет очевидный рыночный потенциал. Он уже привлекал внимание иностранных бизнесменов: шведская издательская фирма на три года выкупила право печатать открытки с изображением обаятельного гибрида. Сегодня художник, застолбив авторство, сам приглашает к сотрудничеству других, грамотно выстраивая взаимоотношения с участниками проекта на прочном законном основании. Художественный проект вступил в коммерческую стадию, однако творческая часть на этом отнюдь не заканчивается. Ильичев опробует пока мало освоенное уральскими художниками рыночное пространство. Здесь можно работать линейно: нарисовал — продал. А можно выстроить целое здание на основе проверенного образа, создать художественный брэнд — и продавать уже его.

Дополнительные материалы:

Кот в законе

Этот кот — частная собственность. Он зарегистрирован Российским авторским обществом и снабжен подробным описанием. «Изображение представляет толстого кота с широко посаженными глазами. Морда кота по изобразительной идее сдвинута к верхней части. Усы и брови длинные и имеют толщину. Кот очеловечен, в различных видах и ситуациях меняет одежду и цвет, может иметь как лапы, так и руки…». Визуальное изображение куда привлекательнее словесного, зато последнее — документ, так что можно в случае пропажи объявлять в розыск и при обнаружении неправомочного использования (кражи интеллектуальной собственности) — проводить идентификацию.

Материалы по теме

Возвращение*

Всей семьей за драконами

Невыносимая сложность бытия

Ушла в народ

Как нам заработать на культуре

Музей третьего тысячелетия