Дружба миров
Том Круз (слева) и Стивен пилберг |
Уэллс. Коллизия столкновения миров, схваченная им одним из первых, оказалась вечной. Одному миру всегда противостоит другой, враждебный; если есть «свой», где-то обязательно ходит «чужой». Когда в 1938 году в Соединенных Штатах прозвучал радиоспектакль по этому произведению, он вызвал панику: нашествие инопланетян ассоциировалось с вполне конкретным нашествием нацистов. А в 1955-м, когда был снят первый фильм, шла холодная война, и злые марсиане многим представлялись русскими. Кинолента начала XXI века продемонстрировала, что самую большую опасность человечество носит в себе. Инопланетяне здесь не персонифицированы, не связаны ни с какой планетой (теперь-то мы знаем, что на Марсе жизни нет), они все равно что стихийное бедствие, возникающее и исчезающее вне воли людей. Вечная «мировая война» идет внутри человека и внутри человечества: за выживание, за лучшее существование. В общем, люди заняты этим каждый день, хоть и в менее экстремальных обстоятельствах.
Голливуд. «Война миров» — фильм страшный. На создание стойкого ощущения хоррора, ужаса, работают все средства современного кинематографа: от разнообразных спецэффектов, в том числе компьютерных (уровень — отнюдь не смешных динозавриков «Парка юрского периода»), до мощных «психологических захватов». О тонкостях и нюансах речь не идет, картина написана крупными мазками. Но попадание — точечное. Кстати, психологи утверждают, что «страшилки» на пользу современным людям, живущим в целом благополучно. В такой вот безопасной форме можно реализовать страхи и выплеснуть эмоции.
В романе Уэллса сильна «государственная» линия: правительство, армия и прочие атрибуты госмашины пытаются противостоять машине инопланетной. Современное кино построено на личностной истории (армия с ее бесполезными усилиями демонстрируется лишь в нескольких кадрах). Сюжетный ход, с одной стороны, примитивен в силу его бесконечной повторяемости в американском кино, с другой — безотказен. Отец спасает своих детей, к тому же отец — Том Круз. По первым сценам (слабое осознание себя родителем, непонимание детьми) угадываются последние, когда герой обнимает взрослого сына, и тот наконец называет его не по имени, а Отец. Сколько раз было подобное на экране… Но не это важно. Из первой сцены жизни — рождения — тоже сразу угадывается последняя: что может быть тривиальнее такого сюжета. Однако самое интересное — то, что между началом и концом. А здесь между ними великолепная игра известного артиста, малоизвестной юной артистки и многоликой, но единой массовки — толпы. Есть и идея. Один из героев фильма, водитель на «скорой» (бывший, как он поправил сам себя: когда идет война миров, все в прошлом), сказал — до больницы доезжает тот, кто не закрывает глаза. У кого не перестает работать мысль. Да, геронтологи подтверждают: активность в любой форме, особенно интеллектуальная, продлевает жизнь.
Спилберг. От «Инопланетянина» до «Войны миров» он прошел значительный путь. За 20 лет изменился образ «другого» мира: в 1982-м на космос еще возлагались надежды найти друзей, современные же инопланетяне — истребители. Изменился технический уровень, но приемы Стивена Спилберга узнаваемы. Видимо, это и называется авторский стиль. Художник остался верен себе, а зритель — ему: Спилберг по-прежнему в числе самых коммерчески успешных режиссеров современности, а картина «Война миров» уже заняла лидирующие прокатные позиции.
«Право первого дня»
Семь кинозалов Екатеринбурга имеют право показа фильмов в день российской премьеры. На вопрос, кто наделяет «правом первого дня», ведущие игроки кинопрокатного рынка объясняют: дистрибьюторы. В Россию «вброшено» около трехсот фильмокопий «Войны миров», получают их сначала те кинотеатры, которые считаются лидерами продаж. В Екатеринбурге это три кинотеатра сети «Премьер-зал», «Космос», взятый сетью на репертуарное планирование, «Салют», «Колизей», «Екатерининский». Зафиксированных рейтингов кинозалов пока нет, хотя с развитием прокатного рынка они скорее всего появятся.
Что дает право первого? Имидж: первые — значит лучшие. Коммерческую выгоду: наибольшее количество зрителей приходит на фильмы в первые две-три недели (хотя и длительные показы, которые активно использует «Салют», прибыльны). Коммерческий потенциал «Войны миров» оценивается как очень высокий. Директор кинотеатра «Колизей» Игорь Валиев прогнозирует: это наверняка самый успешный проект лета, он войдет в тройку лидеров, которую пока возглавляет «Турецкий гамбит». «Статский советник» скорее всего будет потеснен, майская же премьера «Звездных войн» вряд ли конкурентоспособна: время релиза выбрано неудачно. Александр Прохоров, директор сети «Премьер-зал», заглядывая вперед, также не видит равных по силе конкурентов «Турецкому гамбиту» и «Войне миров», хотя нас ожидает несколько интересных проектов. Что любопытно, из четырех наиболее обещающих три — российские. Это «Девятая рота» (режиссер Федор Бондарчук, мощная медийная поддержка), «Сволочи» (тема второй мировой войны, крепкий актерский состав) и вторая часть «Ночного дозора» (премьера назначена на 1 января 2006 года). Хороший коммерческий потенциал также у американского блокбастера «Остров».