Каталог адаптации классики

Конкурс лучших театральных работ 2012 года Свердловской области «Браво!» обнародовал имена победителей. Фестиваль, проводимый в 33-й раз, воспринимается как знакомая мелодия, которая в руках разных исполнителей обретает оригинальную окраску. На этот раз фестивальной мелодии придано направление «Новые имена».

Каких только призов не раздают на фестивалях. «Браво!» кроме традиционных номинаций (лучшие спектакли и лучшие роли) придумывает и специальные. Если бы приз давали постановке, о которой больше всего говорят, его добавили бы к официальной победе «Три сестры» (подробнее см. «Эффект второго действия» , «Э-У» № 2 — 3 от 21.01.13). Критики не уставали удивляться собственной реакции: спектакль эмоциональной воронкой втягивал в себя даже их устойчивые к театрализованным переживаниям души. Другой популярный мотив обсуждения — удачное соединение молодого призыва и состоявшихся актерских индивидуальностей. Новое может строить свой мир на руинах старого, а может гармонично в него вписываться, меняя его при этом под «свое» время, что и продемонстрировал 2012 год. Возьмем эту тему лейтмотивом и мы.

А ставит — кто?!

Проверьте себя на ассоциации: «Екатеринбург, театр, режиссер». Кто? Да-да, Коляда. Кто следующий? Большинство театров пользуются сегодня постановочными услугами разных авторов. «Свои» лидеры, кроме авторских коллективов, есть у музыкальной комедии — Кирилл Стрежнев, у «Провинциальных танцев» — Татьяна Баганова. Нынешний сезон стал уникальным с точки зрения не только появления новых режиссерских имен, но и их признания в местном театральном пространстве. Студия «Молодой театр» существует при Свердловском академическом театре драмы третий год. Прошла первая «Гроза», свежим голосом пропел «Соловей», а «Три сестры» подробно доказали, что режиссер Дмитрий Касимов — не просто перспективный, а лучший. Именно так определило и жюри фестиваля.

Николай Коляда производит не только спектакли (в конкурсе участвовали его постановки «Слуга двух господ» и «Маскарад», исполнитель роли Арбенина Олег Ягодин признан лучшим актером года) и собственные фестивали, не только драматургов, но, как оказалось, и режиссеров. Александр Вахов прежде был известен как артист Коляда-театра. Сейчас он дебютировал как режиссер литературного перформанса, посвященного уральскому поэту Борису Рыжему. «Рыжий» создан под эгидой екатеринбургского Центра современной драматургии и отмечен «Браво!».

Еще одно знаковое событие отражено на фестивале-смотре. У одного из самых активных творческих коллективов области, каменск-уральского театра «Драма номер три», сложилось сотрудничество с молодым режиссером Артемием Николаевым (тоже новое для нас имя). По оценке челябинского критика Владимира Спешкова, «давно не встречалось спектаклей по Островскому, где бы слова драматурга звучали так вкусно и так современно, а много раз сыгранные характеры вдруг расцветились неожиданными красками». «Бесприданница» признана лучшим драматическим спектаклем года, а исполнительница главной роли Инга Матис — лучшей драматической актрисой.
В музыкальном театре — тоже новые режиссерские имена. Вячеслав Самодуров возглавляет балетную труппу Екатеринбургского театра оперы и балета второй сезон, и его спектакль «Amore buffo» уже стал номинантом национальной премии «Золотая маска». То, что случилось с театром в год столетия, подтверждает тезис, что в искусстве понятия молодости и старости — относительные. Окончательный диагноз поставила та же «Золотая маска» — специальная премия жюри была вручена «за выдающиеся достижения и прорыв во всех творческих направлениях». Опера «Борис Годунов» (подробнее см. «Звуки времени» , «Э-У» № 47 от 26.11.12) выводит коллектив на принципиально новый уровень, это спектакль, какие случаются даже не каждые десять лет. Его постановщик Александр Титель признан «Браво!» лучшим режиссером в музыкальном театре, а сам спектакль просто — лучшим. Екатеринбургский театр современной хореографии «Провинциальные танцы» тоже меняет тех, кому достаются аплодисменты. Специальным призом жюри «За самобытное авторское высказывание» награжден режиссер спектакля «Ego vacuum» Олег Степанов.

Новостаросветские помещики

Мы говорим о новом, превозносим его, радуемся ему. Но если фестивальную афишу не смотреть, а читать просто по списку названия 20 спектаклей, признанных лучшими из 114 поставленных за год 30 профессиональными театрами Свердловской области, — то увидим в подавляющем большинстве названия старые, известные, даже поднадоевшие. Театр, вид искусства, который зависим от действительности и обязательно реагирует на нее, тем не менее, довольно консервативен. Сказано ведь, что в мире существует лишь несколько сюжетов. Их-то театр и обыгрывает, меняя язык, эстетику, стилистику, но сохраняя основу. Демонстрируя этим, как сложно, но можно и нужно соединить новое и старое. И предлагая разные варианты. Вот несколько.

«Слуга двух господ». Ситуация итальянского карнавала или русского базара. Мешанина, неразбериха. Смешение стилей, внешняя бессмыслица, шум, смех, пирушка. Хаотичное броуновское движение, в котором все же прослеживается стержень идеи. Жизнь — это театр. Театр — это комедия дель-арте. Жизнь — это комедия дель-арте. Про что спектакль? Про театр спектакль! Про какой театр? Про Коляда-театр! Николай Коляда написал много пьес о театре. О его театре пьесу написал Карло Гольдони, сам того не подозревая. Но такая уж у классиков судьба. Назвался классиком — будь готов к переформатированию. Взаимоотношения Николая Владимировича с материалом назовем экстремально новаторскими.

«Преступление и наказание». Театр «Волхонка» подошел к личности Раскольникова дословно, «расколов» его образ на три составляющие, и каждая ведется отдельным актером. Интересно, убедительно, зримо. Подход креативно-логический. Спектакль признан лучшей постановкой малой формы.

«Времена года» Екатеринбургского театра кукол. Чайковский? Да, но еще и художник кукол Елена Лисина, и постановщик Валерий Бахарев. Спектакль идет без слов, он рассчитан на самых маленьких. Зрители воспринимают одновременно музыку, пластику перетекающих образов, волшебную трансформацию пространства и времени, когда лето выползает из весны, как бабочка из гусеницы. Никакого заигрывания и подсюсюкивания; не «милота», но любовь. Постановка признана лучшей в кукольном жанре. Метод адаптации известного материала — синтетический.

«Белая гвардия». Цвет имеет значение, и не только в революционной практике. Белые, красные, желто-голубые (петлюровцы) сменяют на сцене друг друга, создавая ощущение абсурдности мира. Режиссер спектакля академического театра музыкальной комедии Кирилл Стрежнев признался, что он и сценарист ставили главной задачей соответствовать уровню текста Михаила Булгакова и музыки Владимира Кобекина (отмечена наградой «Браво!»). Эту постановку критики особо навязчиво сравнивали с литературным «прототипом», почему-то игнорируя особенности жанра, хотя мюзикл предполагает куда большую типажность, чем роман или пьеса. Психологической тонкости в изображении героев, возможно, недостает, но создан обобщенный образ ухода, нет, вытеснения мира интеллигенции. Сохранить себя для его представителей не является синонимом сохранить жизнь. Режиссеру удается главное содержание «первоисточника» убедительно передать в совершенно иных эстетических категориях. Метод — перевоплощение. Театр продемонстрировал в минувшем сезоне социальную заостренность и повышенный градус серьезности — не до комедий нынче. Мюзикл «Скрипач на крыше» (литературно восходит к произведению Шолом-Алейхема «Тевье-молочник») отразил трагедию целого народа. Исполнитель главной роли Анатолий Бродский признан лучшим артистом музыкального театра.

Материалы по теме

Возвращение*

Всей семьей за драконами

Невыносимая сложность бытия

Ушла в народ

Как нам заработать на культуре

Музей третьего тысячелетия