Погоня за «ангелом»
Около сотни руководителей театров и концертных организаций со всех городов УралоЗападносибирского региона провели три дня в активнейшей работе на семинаре, организованном по инициативе Фонда культуры и искусств (США) и Ассоциации театров Урала (Россия, Екатеринбург). Лекции, беседы, обсуждения в группах, презентации: как привлекать и расходовать средства, проводить кастинг, использовать новые технологии и даже конкретно, сколько у кого просить и как благодарить. Высокомерное отношение к подобным «нетворческим» сторонам жизни и у нас отходит в прошлое. Достойно жить — необходимое условие для творчества, хотя, конечно, недостаточное.Два основных вопроса (помимо творческих) решают все театры, где бы они ни находились — как привлечь зрителей и где найти спонсоров. В главном — совпадают, однако и различий много: социальных, ментальных, даже понятийных. Слово «спонсоры», например, у нас становится непопулярным, но равноценной замены ему не нашли: «благотворители», «попечители», «социальные партнеры» не прижились. А вот американцы называют своих помощников просто — «ангелами».
Универсального рецепта, как театру стать богатым, не существует, хотя некоторые участники семинара признавались, что надеялись такой получить. Но экономические законы художественного процесса — общие для всех.
Чем американский опыт принципиально отличается от российского и что мы можем использовать у себя — главные темы беседы с гостями.
Бюджет
— Покажите на примере одного крупного учреждения культуры США, как формируется его бюджет.
Стивен Браун, управляющий ассоциации Метрополитен Опера (отвечает за финансы, штат, гастроли;130 собственных постановок, три премии Эмми):
— Бюджет Метрополитен Опера за прошлый год составил 220 млн долларов: 90 миллионов принесли пожертвования, примерно столько же — продажа билетов. Зал рассчитан на 4 тысячи зрителей, цена билета в среднем 400 долларов. Заполнить такой зал ежедневно непросто, однако именно это создает прочную финансовую основу. Большая часть остальной суммы заработана театром другими способами, помимо спектаклей.
— Как государство участвует в финансировании культуры?
— Почти никак: менее 1% (700 тыс. долларов) получено в прошлом году из бюджетов федерального и штата. Российские коллеги задают вопрос «как вы работаете с властными структурами», видимо, для вас это актуально. У нас — почти не используется.
— В США так любят искусство, что театр может жить за счет билетов и пожертвований? Или любят искусство те, у кого есть деньги?
— Не только. Есть небольшая группа людей, которые любят искусство и имеют большие деньги. Есть значительная группа людей, которые любят искусство и имеют некоторые деньги. И есть масса людей, которые любят искусство и дают, что могут. Мы говорим обо всех. Каждый слой формирует свою потребительскую корзину.
— У «ангелов» есть имя? Или меценаты предпочитают любить театр инкогнито?
Маркетинг
— Какие современные технологии применяются при работе со зрителями?
Дэвид Янг, профессор Университета Флориды, режиссер, менеджер:
— Прежде всего интернет, а также спутниковое радио, SMSсообщения на телефоны. Эти методы важны при работе с молодежной аудиторией, они позволяют привлекать в театры новое поколение зрителей. Но они достаточно дорогостоящи и используются в зависимости от доходов театра, размеров его бюджета.
— Насколько американский опыт применим в России?
— Некоторые вещи нельзя использовать в том виде, в каком мы их презентовали. Главное не это. Важно включить собственное мышление, в Америке говорят — «вынуть его из ящика».
Михаил Сафронов, президент Ассоциации театров Урала, директор Екатеринбургского театра музыкальной комедии:
— Добавлю: человеческий опыт везде одинаков. Законы фандрайзинга одни, только в США по ним действуют десятилетиями, а в России — только начинают. Разница между нами даже не в законодательной базе, о чем много говорят, а в стабильности общества. Стабильность доходов населения и налоговой системы позволяет делать каналы привлечения и средств, и зрителей постоянными и надежными. Мир развивается в одном направлении, кто раньше, а кто позже, но все выходят на один путь. Главное — человеческий фактор. Овладев инструментами работы с людьми, мы тем самым можем помочь отрасли культуры и искусства.
Джиллиан Пул, президент Фонда культуры и искусств США:
— Думаю, нет ни одной страны в мире, которая бы внесла больший вклад в искусство, чем Россия: театр, музыка, танец, литература… И мир благодарен России. Для нас привилегия в том, что мы, может быть, смогли поделиться с вами некоторыми «тайнами мастерства» по части экономической организации культуры.
Дополнительные материалы:
Европа — Америка транзит
Есть две основные модели финансирования искусства. Американский вариант: государство дает 5%, привлеченные средства (спонсоры, пожертвования) — 50%, остальное — собственные доходы. Европейский вариант: 50% от государства, 5% от спонсоров, остальное — собственные доходы. Россия, как всегда, ищет свой путь.
Екатеринбургский театр музыкальной комедии в прошлом году заработал 18 млн рублей (22,9% бюджета), Екатеринбургский театр драмы — 11 млн рублей (20,9%). Бесспорный лидер — Свердловская государственная филармония — 45 млн рублей. Инструменты — билеты, гастроли, привлечение спонсоров в 2006 году. Общее направление развития — рост собственных доходов.