Ориентирование на местности

Ориентирование на местности
Наталья Ветрова

Наталья Ветрова: «Сегодня мы говорим не только о сохранении культуры, этот этап пройден, — мы говорим о развитии»
Фото: Андрей Порубов

К
ультурный срез жизни Екатеринбурга на примере одного дня, взятого наугад: две новые постановки (в оперном театре и ТЮЗе), конкурс юных гитаристов, вечеринка единения искусства, открытие выставки в частной галерее, концерт камерного оркестра в японском стиле. Небедно, хотя это только события местного производства. Екатеринбург входит в шестерку российских городов, имеющих полное театральное предложение, в четверку городов, производящих художественное кино. Чем определяется состояние культуры: творческой активностью единиц, стечением энергий, политикой власти?

Журнал «Эксперт Урал» неоднократно обращался к теме взаимоотношения власти и искусства. В разных регионах у этой связки своя специфика. Челябинская область представляет вариант «домашней любви»: сфера культуры воспринимается как равноправный член семьи, правда, требующий опеки. В Пермском крае искусство используют как инструмент создания имиджа территории. В Свердловской области еще несколько лет назад главным считалось сохранение того, что есть: политика была пассивноподдерживающей. Теперь областное руководство предлагает активный вариант отношений — региональный национальный проект. Его принцип — помогать, не мешая. О культурной политике наша беседа с министром культуры Свердловской области Натальей Ветровой.

Уральский феномен

— Наталья Константиновна, существует ли феномен уральской культуры? Есть ли у нас то, чего больше нет нигде?

— Феномен уральской культуры заключается в феномене уральского края. С одной стороны, мы должны войти в общемировое пространство, развиваться в русле общих тенденций. И наше профессиональное искусство в лучших своих образцах приближается к мировому уровню. С другой — у нас есть особенности, обусловленные прежде всего тем, что Урал — промышленный регион. Сосредоточение высокотехнологичного производства предъявляет к интеллекту людей повышенные требования. Область выделяется высоким уровнем образования и общей «культурностью»: одно не бывает без другого.

Отсюда, видимо, вытекает такая черта уральской культуры, как чувство времени. Удивительно, но именно современное искусство обрело у нас мощное развитие. Это современный танец: коллективы Татьяны Багановой, Сергея Смирнова неоднократно получали высшую театральную награду страны — «Золотую маску». Это театр музыкальной комедии, который успешно работает в жанре мюзикла. Это школа современной драматургии во главе с Николаем Колядой. Свердловская область — известный центр рок-культуры.

— Вы назвали самые яркие «отметины», но их возникновение не связано напрямую с политикой власти.

— Творческая составляющая, действительно, самодостаточна. Но условия ее реализации во многом определяются ситуацией. Вот художник пишет картину. Он один на один с холстом и собственными возможностями. Но где ему работать, если с художественными мастерскими сегодня непросто? Задача власти — создать условия для творческого процесса, в этом случае — принять решение о льготной арендной плате. Или возьмем успех Уральского академического филармонического оркестра, получившего европейское признание: он определяется не только высоким исполнительским уровнем, современной работой менеджмента, но и поддержкой губернатора. Здесь можно говорить о совмещении творческого и административного ресурсов.

А есть еще более девятисот библиотек, около тысячи домов культуры, двухсот образовательных учреждений. Есть система кинопроката: в крупных городах частный бизнес охотно вкладывает средства в кинотеатры, но в малых населенных пунктах они остаются нашей заботой. За культурным хозяйством нужен уход, как за всяким другим. Одна из главных задач сегодня — укрепление ресурсной базы. Даже в областном центре здания некоторых театров и музеев требуют реконструкции.

Региональный, но национальный

— Свердловская область стала первой в стране, где к известным уже национальным проектам добавился местный — в сфере культуры.

— Региональный компонент национального проекта — это системообразующий документ, определяющий приоритетные направления в развитии культуры. Коротко: доступность культурных благ для всех жителей области; накопление кадрового потенциала; влияние культуры на социально-экономическое развитие региона, на формирование привлекательного имиджа Свердловской области. На реализацию регионального компонента национального проекта в сфере культуры в 2007 году сверх текущего областного бюджета дополнительно запланировано 165 млн рублей. Мощные вливания в культуру дадут импульс для дальнейшего развития. Проект рассчитан минимум на три года.

— Вы говорите о доступности. Но возможно ли полное равенство между селами и городами?

— В мегаполисе обеспеченность услугами культуры еще долго будет выше, чем в удаленных районах. Тем не менее мы должны стремиться к выравниванию. В области работают 24 мобильных кинотеатра — в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах. 33 млн рублей направлены на пополнение книжных фондов и приобретение компьютерной техники для библиотек, чтобы они стали информационными центрами. Выделены десять грантов по миллиону рублей для сельских домов культуры. Это большие деньги. Причем мы взяли не бедные ДК, а те, которые представили интересные творческие заявки и победили в конкурсе.

Введением регионального компонента национального проекта мы говорим: культура — приоритет номер один для общества. Все взаимосвязано: прочитанными книгами и увиденными картинами формируется отношение к жизни, культура бытовая, производственная, внутренняя. Недавно я была в Североуральске. Никогда не забуду того, что увидела: между шахтами шло соревнование на лучшее оформление и благоустройство наземной территории. Цветники там такие, что в Европе нечасто встретишь, чистота идеальная. Не первый год проводится конкурс художественной самодеятельности: у людей существует естественная потребность самовыражения. И мы должны создать для этого условия.

Финансирование культуры из бюджета Свердловской области

— Кадровый потенциал культуры Свердловской области, насколько можно судить по результатам, очень высок. В чем вы видите проблему здесь?

— Важно удержать в сфере лучших. А это напрямую зависит от моральной и материальной поддержки самых ярких творцов и уровня зарплаты всех. В 11й раз вручены десять премий губернатора за выдающиеся достижения в области литературы и искусства, сумма каждой в этом году составила 100 тыс. рублей. Выплачиваются стипендии талантливой молодежи, пожизненное ежемесячное пособие ветеранам культуры и искусства. За последние два года вдвое выросла оплата труда специалистов академических театров и концертных организаций. Средняя зарплата в областных учреждениях культуры приближается к средней по области. Мы постоянно проводим «мониторинг бедности»: сколько осталось в сфере культуры тех, кто получает меньше прожиточного минимума. В прошлом году их было 12%, теперь 9%. В муниципальных учреждениях цифры пока выше.

— Третьим приоритетом местного нацпроекта названо формирование привлекательного имиджа региона. Что имеется в виду?

— Я наблюдала множество раз: иностранные гости, приезжая на Урал, в первую очередь оценивают уровень жизни и уровень культуры. Именно здесь формируется их доверие или недоверие к области. Для нас это означает поддержку международных гастролей, проведение фестивалей, акций европейского и мирового масштаба. Из последних могу назвать XI Международный фестиваль детского музыкального творчества «Земля — наш общий дом», III Демидовский международный юношеский конкурс скрипачей, Международный фестиваль «Джаз-транзит», Поэтический марафон.

Закон суров

— Министр культуры Александр Соколов, находясь с визитом на Урале, говорил о несовершенстве законодательной базы в сфере искусства как одной из болевых точек. Чтото можно сделать на региональном уровне?

— С позиции регионов здесь мы многое потеряли. Пройден этап приведения областного законодательства в соответствие с федеральным. Ряд местных актов, например очень актуальный закон о творческих союзах и творческих работниках, пришлось отменить: на федеральном уровне аналог отсутствует. Российская культура сегодня не имеет качественно проработанного законодательного поля, серьезной нормативноправовой базы. Как сказал недавно Иосиф Кобзон, мы до сих пор живем по меркам 1982 года. Это не позволяет развязывать проблемные узлы. Так, в Свердловской области много памятников истории, зарегистрировано около полутора тысяч, в основном купеческие особняки: они нуждаются в уходе. В то же время есть крупные собственники, которые хотят провести реконструкцию. Закон о реформе местного самоуправления, к сожалению, не упростил жизнь. Вместо одного руководящего органа в сфере культуры на уровне федерации возникло три, отсутствует единый подход к проблемам.

— Когда начнется реорганизация учреждений культуры?

— Закон «Об автономных учреждениях» принимался мучительно и сложно. Культура не существует вне процессов в экономике. Реорганизация назрела. Сегодня учреждения культуры могут начать автономное плавание. Они обретают большую самостоятельность, в том числе в распределении средств, государство же выделяет бюджетные деньги через систему госзаказов. С 1 июля две крупные, стабильные организации, имеющие опыт зарабатывания собственных средств, — филармония и театр драмы — начинают эксперимент: переход от сметного финансирования к финансированию по результату.

— Результат в культуре и искусстве — вещь спорная. Как его можно подсчитать, запланировать?

— Сложно, но мы пытаемся. В Российской Федерации должны быть единые нормативы на услуги культуры, их пока нет. За результат принимается количество спектаклей, концертов, зрителей.

— Приведет ли переход на новую форму хозяйствования к уменьшению бюджетного финансирования культуры?

— Скорее всего, размеры финансирования принципиально не изменятся. Цель перехода — через самостоятельность учреждений культуры добиться наибольшей эффективности, в том числе и в использовании средств. Учреждения культуры должны служить зрителю, слушателю, а не удовлетворять лишь желания творцов.

Дополнительные материалы:

Министр — читатель и зритель

«…Недавно прочла “Золото бунта”, “Общага­накрови”, “Географ глобус пропил” пермского автора Алексея Иванова. В классике мои предпочтения — Михаил Булгаков и О’Генри. Иногда устаю от серьезной литературы и позволяю себе детективы: знаю все книги Бориса Акунина.

…Телевизор смотрю редко, в основном информационные программы. Сериалы не смотрю. Из фильмов предпочитаю экранизации романов, но выборочно.

…Люблю современные жанры: современный танец в исполнении наших замечательных артистов, экспериментальные постановки в театрах».

Материалы по теме

Возвращение*

Всей семьей за драконами

Невыносимая сложность бытия

Ушла в народ

Как нам заработать на культуре

Музей третьего тысячелетия