Ночное рандеву

Ночное рандеву

Родилась в Берлине в 1997 году. Стала привычной в Германии, Франции, Голландии. Недавно пришла в Россию. В Екатеринбурге проводится второй раз. Это акция «Ночь музеев».

Прежде чем отправиться в ночное путешествие музейною тропой, я подготовилась информационно, ассоциативно и прочее. Какие воспоминания навевает словосочетание «Ночь музеев»? Киношные: психологическая страшилка «Ночь в музее» об оживших экспонатах. Книжные: герой Умберто Эко провел ночь в музее в соседстве с маятником Фуко, пытаясь определить грань между вымыслом и реальностью. Рекламные: о музейной ночи в Москве активно распространялись телеканалы: впервые! бесплатно!.. А вот музейная ночь в Екатеринбурге проводится уже второй раз, однако информации о ней оказалось куда меньше и в интернете, и в новостных программах. «Надев» романтическое настроение и удобную обувь, взяв подругу под руку и подготовив пути отступления (ведь возвращение домой планировалось уже после 00.00), я отправилась в путь.

Пункт первый. В галерее «Пара Рам» презентовалась выставка «Притча». Жанр сложный, повествует о важных жизненных моментах на языке символов и не дает очевидных ответов. Группа художников «PrintaVera» (название отражает весну печатной графики) избрали именно притчу как изобразительный ход, а импровизационная группа «Лорнет» сопроводила их графические картины музыкой и движением.

Притча о музеях Екатеринбурга. В городе около 20 музеев, столько же художественных галерей и около 1,5 миллиона жителей. Живут, редко пересекаясь: музеи — сами по себе, екатеринбуржцы — сами по себе. И возникает со временем у многих стойкое ощущение, что музейная реальность — это нечто застывшее, мемориальное, из прошлого. И решили люди продвинутые (Екатеринбургский филиал Государственного центра современного искусства) и люди властные (городское управление культуры) сблизить два берега, открыв двери музеев в ночи. Акция, по заявлению устроителей, рассчитана на привлечение новой аудитории, прежде всего молодежной: ночь пройдет, впечатления останутся…

Пункт второй. «Тайны звукозаписи: Битлз nonstop». По круговой лестнице поднимаемся на четвертый этаж Музея истории и археологии. Включаю воображение: залы, залитые людьми, неистовое единение толпы и музыкантов. Пока же зал музея, где непрерывно звучит музыка легендарной группы, где представлена полная коллекция альбомов The Beatles от групп «ЧАЙФ» и «Смысловые галлюцинации» и старые проигрыватели для винила, — далеко не полон. Но, оказывается, в воображении я заглянула не только назад, но и вперед: после полуночи толпа таки нахлынула.

16 площадок работали в музейную ночь с 16 на 17 мая, их посетило в общей сложности от 15 до 20 тысяч человек, в три раза больше, чем в прошлом году. Среди самых популярных оказались те, где была сделана ставка на интерактив, участие зрителей, соединение разных видов искусств. Проект «Артбург на Исети» (Музей изобразительных искусств) предложил танцевальную программу: классический танец, джаз-модерн, хип-хоп вокруг знаменитого Каслинского павильона. Мультиплекс «Салют» до пяти утра развлекал зрителей видеоинсталляциями и видеоперформансами.

Пункт третий. «Трогать разрешается!». Музей истории города восстал против пресловутого музейного лозунга «Руками не трогать». В ночное время визуальный канал получения информации закрыт, зато работает тактильный. Посетителям завязывают глаза и предлагают знакомство с экспозицией «на ощупь». Желающих потрогать запретный музейный плод оказалось столько, что стояние в очереди растянулось на полтора часа.

Фантазия организаторов разыгралась. На летней эстраде музея писателей Урала выступали дюпонисты в жанре «эксцентрик-поп». В акции «Арт-полигон» оживало чучело. В Музее природы предлагалось опустить руку в банку с мадагаскарскими тараканами ради ста евро. Был и «Вий-party» в центре «Гамаюн». Чего не хватало, так это проработки идей и качественной организации процесса. Музей истории Екатеринбурга явно не подготовился к наплыву посетителей. Между площадками курсировали бесплатные автобусы, но никто не мог дать информацию, когда подойдет следующий, расписание отсутствовало.

Пункт четвертый. «Дикая природа». В Музее природы проспект обещал встречу с дикой природой. Но экскурсия отличалась от обычной лишь тем, что проходила при приглушенном свете. И никаких оживающих медвежьих чучел или ревущих мамонтов. Однако цена билета изменилась существенно: с 30 до 200 рублей. Организаторы объяснили ситуацию так: в стоимость заложены орграсходы. Те же «бесплатные» автобусы, затраты на рекламу, полиграфическую продукцию. И все-таки недоумение осталось. На мой взгляд, возникло противоречие в целеполагании. Если акция задумана для популяризации музейной сферы, как объявлялось, это одно. Но в таком случае продажа недешевых билетов вместо бесплатного посещения, как было прежде, делает мероприятие не более, а менее доступным. Если же значимой становится иная задача — подзаработать, это совсем другое. Задача сама по себе достойная: кто будет спорить, что музеям нужны дополнительные средства? В том же Музее природы восстановлены восемь уникальных картин Шиллингера (живопись плюс естественный природный материал), реставрация каждой обошлась примерно в 50 тыс. рублей. В других музеях тоже забот хватает, и все на благо общества. Вот только вряд ли стоит пытаться решить эти разноплановые задачи одномоментно. Как бы ни получилось: ночь музеев — сама по себе, а дни музеев — сами по себе… 

Материалы по теме

Возвращение*

Всей семьей за драконами

Невыносимая сложность бытия

Ушла в народ

Как нам заработать на культуре

Музей третьего тысячелетия