Музей приоткрытых дверей
15 на 16 мая на Урале прошла «Ночь музеев». Только раз в году искусство приближается к массам.В Екатеринбурге в этот вечер (именно вечер, потому что подавляющее большинство музеев закрылось в 00.00, а программы закончились и того раньше) мероприятия проходили на 33 площадках. Помимо музеев в проекте были задействованы Камерный театр, зоопарк, учебные заведения и кинотеатр «Салют». По данным замначальника управления культуры администрации Екатеринбурга Михаила Занина, в акции приняли участие около 45 тыс. горожан (организаторы ожидали 25 тысяч). Уже второй год подряд этот показатель утраивается. Самые популярные помещения превратились в духовку: кондиционеры с наплывом посетителей не справлялись. Лидерами посещаемости стали Музей истории Екатеринбурга (5,5 тыс. человек) и зоопарк (3 тыс.).
В остальных уральских столицах акция прошла скромнее. В Перми задействовали только четыре площадки: художественную галерею, краевой музей, музей современного искусства PERMM и зоосад. Количество посетителей не превысило 5 тыс. человек. В Челябинске площадок тоже было не больше пяти, при этом большая часть учреждений решила провести мероприятия не в выходной, а в рабочий день 18 мая - в Международный день музеев.
Главная цель музейной акции - привлечение посетителей. И желательно не на одну ночь. Однако уральским организаторам подобная идеология по-прежнему не близка. И это отчетливо видно на примере Екатеринбурга - флагмана музейного движения Урала. Как и в предыдущие пять лет, основной европейский принцип «Ночи музеев» - бесплатный вход - соблюден не был (стоимость билетов доходила до 200 рублей). Некоторые учреждения и вовсе повысили цены в два раза, не продемонстрировав посетителям ничего выдающегося.
Но главная проблема - даже не деньги, а программы, которые представили музеи и галереи. На наш взгляд, «Ночь музеев» не должна быть равна обыденному посещению культурных учреждений. Однако многие предложили традиционные экспозиции с экскурсионным обслуживанием. Другие пытались завлечь посетителей псевдоинтересными мероприятиями. Так, Музей писателей Урала, взяв за вход вместо привычных 50 рублей сотню, обещал рэп-баттл и джазовые импровизации. На деле все обошлось невнятными стишками и игрой на синтезаторе. Галерея современного искусства заявляла инсталляцию «Электрический пейзаж» от француженки Натали Жюно Понсар. На деле это выглядело так: дом с подсвеченными зеленым, синим и розовым светом окошками. Публика идеей не прониклась: собравшиеся смотрели на здание во все глаза, ждали действа, но оно не свершилось. Непонятное французское искусство разбавили понятные русские парни, предлагавшие за 100 рублей самый выгодный ракурс творения госпожи Понсар.
В Музее природы зачем-то выключили свет и выдали фонарики. Но батарейки в них сели примерно на середине экскурсии, так что чучела многих животных остались незамеченными. Зато здесь удалось посмотреть улиточные бега: десять минут животные размером с кулак изо всех сил ползли за огурцом.
На общем фоне выгодно выделялся только Музей истории Екатеринбурга. Помимо интересной экспозиции (выставка вееров, воздушных змеев, собрание рисунков оскароносного мультипликатора Александра Петрова) он привлек посетителей возможностью лично сделать воздушного змея, нарисовать кадр мультфильма по уникальной технологии Петрова (пальцем на световом столе). При входе в музей посетители могли сыграть в настольный баскетбол и футбол (вопли азарта слышны были на улице), а в центре зала люди настойчиво пытались построить башню из 20 больших мягких кубиков. Подобные «фишки», безусловно, опосредованно относятся к постоянной экспозиции музея, однако однозначно формируют его «человеческий» имидж.
Несмотря на общую унылую картину, позитивная тенденция все-таки просматривается. Билетов по 300 рублей, как в прошлом году, никто не предлагал. Да и обманутых ожиданий (например, падения метеорита, которое свелось к гудящему звуку и фейерверку) оказалось куда меньше. Да, интересные площадки можно пересчитать по пальцам, но они хотя бы появились в отличие от прошлых лет.