Руками не трогать
Екатеринбург в третий раз присоединился к европейской акции «Ночь музеев». Получилось как всегда.Кто придумал гулять майской ночью по музеям, доподлинно неизвестно. В Германии считают, что первой ласточкой стал Берлин в январе 1997-го, во Франции утверждают, что «Ночь музеев» - это бывшая акция «Весна музеев», придуманная местным министерством культуры в 1999 году. В любом случае идея пришлась европейским интеллектуалам по вкусу, и к 2009 году в масштабном празднике, приуроченном к международному дню музеев (18 мая), принимали участие уже более двух тысяч музеев во всех уголках Европы - от Пиренеев до Урала.
Желающие есть
Из 180 музеев России, присоединившихся к акции, шестнадцать - из Екатеринбурга; с учетом галерей и зоопарка (sic!) в столице Урала можно было посетить 21 площадку. Желающие нашлись: по данным областного Минкультуры, в общей сложности в акции приняли участие свыше 15 тыс. человек - втрое больше, чем в прошлом году. В итоге в наиболее популярных местах яблоку негде было упасть, а в Екатеринбургском музее изобразительных искусств на ул. Воеводина, где намечалось открытие акции, и вовсе наблюдалось столпотворение. С учетом того, что набережная вокруг музея полностью перекопана (ремонт), выбор места для старта следует признать неудачным: многие желающие купить билет просто разворачивались и уходили.
Тем более что формально пойти было куда. Для начала, к примеру, - в Уральский госуниверситет: там для всех желающих открыли музей знаменитого панк-скомороха старика Букашкина авторства группы «Синие носы», демонстрировали документальные фильмы и ломофотографии. Не музей в полном смысле слова, но креативно. Кроме того, страждущих угощали хлебом и кетчупом. В галерее «Парарам», что неподалеку, можно было разучить пару танцевальных па, но площадь здесь небольшая, да и экспонатами публику не завлечь.
Гуляем дальше: обещанных бесплатных автобусов (как, к примеру, в Москве) никто не обеспечил - видимо, даже организаторы толком не представляли, как и куда они должны ходить. В Екатеринбургской галерее современного искусства почему-то чествовали Нью-Йорк: здесь открылась выставка уральского фотографа Василия Войнова, звучал хип-хоп и крутился видеоарт. Екатеринбургский филиал государственного центра современного искусства (ГЦСИ) интриговал заявлением о падении метеорита. Оказалось, это проект немецкой художницы Агнес Майер-Брандис: в назначенное время место падения обозначили небольшим фейерверком и символизирующим звуком. Зрители, вероятно, не готовые к восприятию современного искусства, в недоумении разошлись.
Некуда пойти
После приходилось выбирать: помимо перечисленных, бесплатно (а бесплатность, напомним, - один из основных принципов европейской «Ночи музеев») можно было посетить только музей городского трамвайно-троллейбусного управления. Между тем за позитивным примером далеко ходить не надо: в Москве более сотни разнообразных площадок ждали гостей без всякой корысти. В Екатеринбурге желающая приобщиться к музейным ценностям, но вечно экономящая молодежь (все-таки основная аудитория акции) рисковала разориться. Удивил и выбор времени: называть «ночью» вечер до двенадцати часов вряд ли корректно. В той же Москве, напомним, метро специально работало до трех часов утра.
Впрочем, главной проблемой стали даже не организация и извращение принципа доступности, а страшная нехватка программ и экспозиций. Из тех музеев, что требовали платы за вход, интерес вызывал лишь Екатеринбургский музей изобразительных искусств на ул. Вайнера: здесь устроили музыкальный марафон с участием молодых рок-групп и организовали пару тематических фотовыставок. Остальные ограничились демонстрацией своих обычных экспонатов по втрое большей цене. Странно: за прошедший с последней акции год времени на подготовку чего-то стоящего было более чем достаточно.
Ближе к темноте около памятника основателям Екатеринбурга Татищеву и Де Геннину молодые люди устроили входящее в программу файер-шоу - крутили огонь на потеху публике. Какое отношение это имеет к музеям, сказать сложно, но пока екатеринбургская «Ночь музеев» как раз то самое - примат формы над содержанием.