В кольце искусства
Выставка в аэропорту Кольцово (Екатеринбург) способна не просто украшать пространство, но формировать среду, решать проблемы свободного времени и работать на имидж региона.
В аэропорту Кольцово появились Иллюминаторы. В русском сознании иллюминатор — круглое окно на корабле или в самолете. В европейских языках — осветительный прибор, источник света. Понятие, хранящееся в коллективном бессознательном аэропорта (на стадии проектирования нового международного терминала существовала идея круглых окон, но уступила место функциональному подходу), выплыло и реализовалось в проект «Иллюминаторы», когда после строителей сюда пришли художники. «Пощупали» пространство: чисто, просторно — стерильно. Космическая пустота, из которой может возникнуть целый мир.
Сотворение мира
Агентство «Артполитика» восемь лет занимается интеграцией современного искусства в общественное пространство крупнейших городов страны. Некоторые из его проектов широко известны: «Длинные истории Екатеринбурга» — роспись заборов и стен домов в городе; «Клава» — памятник клавиатуре на берегу Исети, который попал в финал конкурса «Семь чудес России». Существование искусства в формате public art не просто выводит его «в люди» из закрытой музейной ниши, но и расширяет функции. Искусство становится важнейшим средообразующим элементом.
Аэропорт — как раз та среда, которая еще требует и осмысления, и освоения. Здесь пассажиры «зависают» между небом и землей, между точкой отправления и назначения (уже не здесь и еще не там), между временем и безвременьем.
В Европе арт-освоением «пространства невесомости» занимаются несколько десятилетий, например, один из терминалов британского Хитроу принципиально создавался как галерея современного искусства. В России поле пока не пахано.
Идея «Арт Кольцово» принадлежит создателям «Артполитики» Наиле Аллахвердиевой и Арсению Сергееву. Первым этапом программы стали «Иллюминаторы». После мониторинга пространства, изучения логистики, обмеров и привязок (где лучше будет смотреться живопись, где инсталляция, а где дизайнерская мебель) родилась мысль выставки круглых картин (тондо). Круг, иллюминатор, кольцо, Кольцово, круговорот жизни, колесо времени... Когда идея точна и гармонична пространству, она дает мгновенный резонанс. На объявленный через интернет конкурс было прислано более полутысячи работ. Международное жюри высокого уровня (художник Кендал Генри, США; архитектор, урбанист Омар Акбар, Германия; художник Владимир Дубосарский, Россия; куратор Мирьям Штруппек, Бельгия; другие специалисты) разошлось во мнениях, отбирая работы в экспозицию. Одна компетентная субъективность спорила с другой не менее компетентной субъективностью.
В итоге экспозицию на втором этаже международного терминала Кольцово составили около ста произведений авторов из 27 стран. Работы выполнены общим для всех методом цифровой печатной графики на пластике, но очень разные по содержанию и изобразительным средствам.
В разнообразии, однако, обнаружился единый стержень. Форма круга диктовала обращение к первопричинам и стремление к обобщениям. Неожиданно для самих организаторов разрозненные картины выстроились в формулу мироздания, историю сотворения мира: от протоматерии и великого взрыва до появления человека и его выхода в космос.
Сотворение среды
Убеждать бизнес в том, как прекрасно и значимо искусство, смысла не имеет — разные категории. В общественном пространстве искусство должно работать. Идея «Иллюминаторов» была реализована быстро, но проект «Арт Кольцово» вынашивался и анализировался около двух лет. Руководству авиапредприятия предстояло решиться на определенный риск, ведь аналогов подобного в России не было: необычный формат, неочевидный итог. До сих пор существовали чисто украшательские опыты: выставки фотографий и живописи в Домодедово (Москва), Толмачево (Новосибирск). В концептуальном подходе к организации аэро-пространства посредством искусства Екатеринбург стал первым. Результат уже есть, и он оправдал вложения сил и средств.
Эффект непотерянного времени. Опять задержка рейса — чем заняться бедному пассажиру? Выбор невелик: телевизор
с преимущественно спортивной программой; вынужденный шопинг — не в радость, а в «тратость»; недавно появились розетки для ноутбуков. В стратегических программах крупных аэровокзалов мира свободное время пассажира считается основным резервом развития аэропорта. Время ожидания не должно быть потерянным. Оно может стать временем самообразования, общения с искусством. «Когда буду в Кольцово, схожу на выставку и посмотрю видеоарт», — может запланировать сегодня «продвинутый» пассажир.
Ребрендинг. Когда не просто реконструируется старый аэропорт, а возводится новый, актуальными становятся смена имиджа, поиск обновленных бренд-кодов. Кольцово сегодня позиционируется как международный центр коммуникации. Чтобы претендовать на такой уровень, должна измениться среда и ощущение человека в ней, психологическое состояние самого аэропорта, включая и сотрудников, и пассажиров. Для этого требуются проекты международного масштаба, дающие прочную зацепку за весь мир, за наш земной шарик. По мнению Наили Аллахвердиевой, надежнее всего это делать через искусство, оно является проверенным средством межнационального общения.
Паблисити. В результате проекта «Иллюминаторы» художники всех континентов узнали это странное и красивое слово — Кольцово. Многие известные, опытные в перелетах гости Свердловской области оценили особенность, «неравнодушие места», а некоторые назвали Кольцово лучшим аэропортом страны, хотя без света «Иллюминаторов», возможно, не обратили бы внимания на чистоту залов и современность обслуживания. Пиар получился исключительно позитивным. Проект гармонично вписался в среду и не вызывает агрессии даже у тех, кто абсолютно не воспринимает современное искусство.
Имидж территории. По аэропорту встречают, по аэропорту провожают. Аэропорт является одним из ключевых моментов имиджа территории. В Кольцово все закольцовано: картины, история. Не случайно «Иллюминаторы» зажглись в День космонавтики и тем открыли и «заложили в памяти» мало известную страницу истории Урала. Оказывается, освоение космоса началось в Екатеринбурге-Свердловске: 15 мая 1942 года со здешнего аэродрома взлетел первый в мире ракетный истребитель.
В дальнейшем «Арт Кольцово» предполагает как точечные культурные акции, привязанные к важным событиям (например встреча ШОС) и даже к конкретным регионам и странам, с которыми Урал соединен воздушными рейсами (чем уже заинтересовались туристические фирмы), так и новые глобальные средовые программы.
Дополнительные материалы:
Не интервенция, а интеграция
Марина Вшивцева |
Дизайн среды работает на капитализацию места и принципиально отличается от украшательства, считает директор уральского филиала Института корпоративного развития группы компаний «Ренова» Марина Вшивцева
— Марина Николаевна, почему Институт корпоративного развития поддержал идею «Арт Кольцово» и занимался ее продвижением?
— Проект «Арт Кольцово» привлекает с одной стороны мощной репутационной составляющей, с другой — редким пока примером социально ориентированного маркетинга нового поколения.
Институт корпоративного развития — структурное подразделение компании «Ренова», призванное управлять нематериальными активами группы. Сейчас он в состоянии трансформации. Идеология развития компании в регионах строится с учетом конкретных точек роста этих территорий. Проекты, которые были поддержаны «Реновой» в Свердловской области: Академический, Большой евразийский университет, Кольцово. Новый аэропорт становится мощной точкой роста и развития, в том числе экономического, связанного с расширением коммуникативного потенциала региона.
— Проект актуализировал вопросы бренд-строительства, причем не только в отношении аэропорта…
— Да, это так. Региону нужен мощный бренд, и это должно быть не только педалирование границы Европы-Азии. Если попытаться найти в истории и современности Урала некий объединяющий образ, то это будет — авангард. Посмотрите. Ермак с его преодолением необжитого пространства. Демидов с новыми печами и качественно иным металлом. Атомный реактор. Начало космической эры: первый в мире ракетный истребитель. Энергия нового проявилась и в архитектуре — конструктивизм. Именно современное искусство может подчеркнуть нашу авангардную сущность, и его «дислокация» в пространстве аэропорта очень уместна.
— «Иллюминаторы» пучком охватили разные стороны жизни Кольцово, в том числе кадровую.
— Проект интересен с точки зрения корпоративной культуры. Кадровый менеджмент сегодня практически для всех компаний становится вопросом номер один. Искусство — то социальное благо, которое объединяет людей. Искусство в общественном пространстве усиливает эмоциональную привлекательность рабочего места, создает новую площадку для коммуникации, причем не только на профессиональные темы. Это пример эмоционального кадрового менеджмента высокого уровня. Проект также помогает персоналу идентифицировать себя с понятием международного аэропорта, подтянуться к международным стандартам.
— Сколько стоит проект «Иллюминаторы», каков доход от его реализации?
— Общая стоимость проекта около 2,5 млн рублей. Составляющие предполагаемой доходной части следующие. Паблисити (можно подсчитать стоимость публикаций), корпоративные подарки (например каталог выставки или сувениры, связанные с объектами экспозиции), экскурсии (создание нового экскурсионного маршрута в Кольцово — по выставке). Увеличение привлекательности места, в том числе и для проведения корпоративных мероприятий. Увеличение потока покупателей, активизация «мертвой зоны» второго этажа, и так далее.
— Если искусство столь выгодно, почему подобные проекты до сих пор считаются уникальными?
— Бизнес пока слабо воспринимает дизайн как инструмент реальной капитализации. Наблюдается путаница: в основном используется украшательство. Просто развесить картины по стенам — это «смена декораций». Декоративный подход затемняют смыслы, а дизайн раскрывает, умножает и делает их понятными потребителю. Чтобы произведения искусства органично вписались в среду, изначально была сделана ставка не на интервенцию, вторжение в чуждую зону, а на интеграцию, естественное вживание искусства в пространство аэропорта