Как ходит конь
Первое упоминание популярной игры, придуманной индусами, относится к IV веку. Тема шахмат вдохновляла легендарного Марселя Дюшана, затем шахматный сет (набор из доски и 32 фигур) в традициях Баухауса был выполнен Джосефом Хартвигом. А в 1944 году в галерее Жулиана Леви в НьюЙорке прошла выставка «Образ шахмат», где в работах Манн Рэя, Макса Эрнста, Александра Кальдера и того же Дюшана нашли отражение разнообразные тенденции авангарда того времени: от конструктивизма до сюрреализма. В нашей стране серию «Красные и белые» в 20х годах выпустили сестры Данько, художницы Ломоносовского фарфорового завода.
В галерее Гари Татинцяна в Москве в апреле — начале мая прошла выставка «Искусство шахмат». Идея экспозиции зародилась в 2001 году, когда британская компания RS & ALtd, объединившая экспертов в области искусства, предложила пятерым самым ярким художникам современности создать шахматные сеты. Результат в какой-то мере отразил ведущие тенденции актуального искусства. Впервые работы были выставлены три года назад в лондонской галерее Gilbert Collection. Позднее к проекту присоединились еще пять арт-деятелей, и коллекция «звездной сборной» от современного искусства, объездив полмира, оказалась в столице России.
Известный британец Дэмиен Херст, который в 1991 году прославился инсталляцией, ставшей иконой бритарта, — четырехметровой тушей акулы в аквариуме с формальдегидом, сделал шахматные фигуры в виде фармацевтических бутылочек из стекла и серебра под названием «Мысленный побег».
Маурицио Кателлан знаменит политически провокативными работами. Подвешенное под потолок чучело лошади в причудливой упряжи, выставленное несколько лет назад, называлось «История Троцкого», а инсталляция, шокировавшая публику на одной из базельских арт-ярмарок, представляла собой восковую фигуру Папы Римского, раздавленную метеоритом. Шахматные фигуры Кателлана — знаменитые персонажи, реальные и вымышленные: короли здесь — Гитлер и Мартин Лютер Кинг (чернокожий предводитель «белых»), в роли пешек — Донателла Версаче (на стороне «черных»), Пиноккио, Далайлама. На «поле боя» под названием «Добро против зла» Сталин и Распутин противостоят матери Терезе и ньюйоркскому пожарному, а белая ладья представлена фигуркой вождя пролетариата (хотя версия куратора выставки звучала так: это не Ленин, а результат раздвоения личности Зигмунда Фрейда). Используя образы массовой культуры в таком контексте, художник пародирует одно из ее примитивных оснований: стремление разделить мир на белое и черное. Абстрактная интеллектуальная игра в его интерпретации приобретает смысл борьбы добра со злом без гарантированного хэппи-энда. Сет Кателлана — метафора реальности как игры.
На доске американки Барбары Крюгер развернулась борьба красного с черным. Ее абстрактные фигуры со встроенными микрофонами и динамиками произносят фразы в зависимости от того, на какую клетку их перемещают, а огромный человеческий рот (фрагмент фотографии на игровом поле) что-то кричит — игрокам нелегко будет соблюдать бесстрастие.
Екатеринбургская художница Наталья Ермолаева, чья выставка проходит в галерее «Золотой скорпион», тоже усмотрела в шахматах источник вдохновения. «Я порой восхищаюсь причудливой, оригинальной и в то же время простой формой шахматных фигур. Кто придал им такой чудный вид, кто придумал этого грациозного ферзя, странного изогнутого коня, величественную ладью и маленькие трогательные пешки? Все они очень похожи на сказочных персонажей, поэтому мне было важно передать их характеры», — простодушно комментирует графику художница.
А зритель, хоть сколько-нибудь искушенный в арт-современности, попав на выставку, в свою очередь может восхититься ощущением «тихой заводи», полной оторванности провинции от общемирового и общероссийского культурного процесса. Или (если тихое умиление ему не свойственно) опечалиться таким состоянием дел. И речь не о том, что работы художницы плохи: рука дизайнера, выпускницы Уральской архитектурной академии, хорошо поставлена, а композиция — профессионально выстроена. Просто одной мастеровитости сегодня недостаточно. Неосведомленность автора и организаторов выставки во времена полной доступности информации навевает мысль об интеллектуальном и творческом заповеднике, в котором, как оказалось, мы все живем.