Валерий Гергиев — фирменный скорый

Валерий Гергиев — фирменный скорый Турне по России и ближнему зарубежью становится главным жестом Пасхального фестиваля.

Восьмой Пасхальный фестиваль вновь прокатился по стране - Татарстан, Урал, центр и север России, ближнее зарубежье. Прокатился в прямом смысле: симфонический оркестр Мариинского театра в специальном поезде, выделенном РЖД, перемещался от города к городу, ежедневно давая концерт, а то и два, возвращался в Москву, заезжал в Петербург и снова отправлялся в путь. В Перми мариинцы под управлением Валерия Гергиева выступали в Театре оперы и балета. 23 апреля в концертном зале Свердловской филармонии гостей принимал Екатеринбург.

Валерий ГергиевОсвященный атмосферой главного православного праздника Московский Пасхальный фестиваль под руководством Валерия Гергиева впервые состоялся семь лет назад. С тех пор он всегда открывается в одно и то же время, вечером Светлого воскресенья, а завершается в День Победы общедоступным концертом на Поклонной горе. Эта традиция, ясный просветительский акцент и благотворительность - константы фестиваля. Во всем остальном он только набирает обороты: из столичного мероприятия превратился в один из самых масштабных музыкальных форумов с международным охватом. Для сравнения: в Москве 2003 года прозвучало 20 программ классической музыки. А в этом году прошел трехнедельный марафон из ста концертов в 29 городах России, в котором приняли участие 1300 исполнителей из десяти стран мира. Кроме симфонических - гастроли хоров из разных городов и государств, звонильные программы open air, а еще визит симфонического оркестра Мариинского театра в столицу Армении.

Один день из жизни

В столице Урала маэстро и его оркестр не были четыре года. В этот раз не все удачно складывалось с графиком, и сначала концерт был под вопросом, но Гергиев сказал твердо: в Екатеринбурге выступление состоится. Возможно, сыграло роль его особое отношение к городу, к Свердловской филармонии, где 32 года назад начиналась его деятельность дирижера. В итоге Гергиев и его оркестр дали не один, а два концерта, причем дневной был благотворительным: для студентов и преподавателей гуманитарных вузов. Радикальным выбором атонального скрипичного концерта Арнольда Шенберга (солист Николай Цнайдер) и оперы Белы Бартока «Замок герцога Синяя борода» маэстро по-своему решил проблему приобщения к музыке: для молодых - только самое дерзкое и необычное. Респектабельную публику, до отказа заполнившую зал вечером, тоже потчевали отнюдь не упрощенным репертуаром: мировой премьерой Cимфонического диптиха Родиона Щедрина (впервые исполненного на открытии фестиваля), скрипичным концертом Сибелиуса (с вновь солирующим Цнайдером) и масштабной пятичастной Пятой симфонией Малера.

Остановка музыкального спецпоезда в Екатеринбурге длилась всего один день, но плотность событий и количество встреч, проведенных Гергиевым, простым смертным может показаться невероятной. Время начала концертов и репетиций как всегда у него оказалось сдвинутым, но ничего из программы не выпало, и маэстро даже успел немного пообщаться с местными журналистами. Игнорируя вопрос о том, сколько часов он спит, дирижер охотно рассказывал о последних премьерах Мариинского театра и о новом концертном зале в Петербурге, одобрил идею «виртуального зала» Свердловской филармонии, рассуждал о планах сотрудничества с Уральским филармоническим оркестром. И дал понять - ближайшие встречи не за горами.

Миссия невыполнима?

Сразу после первых московских концертов фестиваля и уже по его завершении одна часть столичной критики высоко оценила итоги форума, другая - выпустила в дирижера немало стрел. Главные претензии: сложность и объем симфонических программ, предназначенных не столько для широкой, сколько для продвинутой аудитории. Ну и, разумеется, сумасшедший график концертного турне оркестра, так или иначе сказывающийся на качестве игры. Вроде как при такой гонке Москве фестиваль и не особо нужен.
Перечень симфонических и оперных сочинений, прозвучавших в этом году, действительно, способен изумить и количеством, и разнообразием: большинство из них не относятся к классическим шлягерам. Кроме музыки Щедрина были и другие новинки, например опера молодого питерского композитора Вячеслава Круглика «Коляска» по Гоголю (200-летию писателя посвящена большая часть программы). Вообще - оперы в концертном исполнении, и какие: «Парсифаль» Вагнера, «Китеж» Римского-Корсакова, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Соловей» Стравинского. А еще масштабные сочинения Мусоргского, Чайковского, Прокофьева, Шостаковича, уже упомянутых Шенберга и Бартока... Судя по всему, позиция Гергиева в этом вопросе бескомпромиссна: в эпоху шоу и попсовых форматов, проникших и в сферу классики, кто-то должен напоминать о подлинном, формировать вкусы, выполнять особую миссию - открывать новое, возбуждать интерес к малоизвестному. Как истинный культуртрегер он предлагает воспринимать академическую музыку не как сферу приятного и необременительного времяпрепровождения, а как часть актуального искусства, требующего серьезной внутренней работы. Другое дело, что сложная музыка нуждается, особенно для неофитов, в соответствующем сопровождении, как минимум - в умном комментарии.

Увеличение числа концертов Пасхального фестиваля происходит главным образом за счет благотворительных выступлений. На Гергиева, по его собственному признанию, большое впечатление произвела история в Красноярске: после сыгранного концерта от одного из журналистов он услышал, что присутствовала на нем лишь городская элита, для которой подобный концерт - часть светской жизни и не более. Тогда дирижер пообещал вернуться и выступить для молодежи и студентов. Он сдержал обещание.

Так что грандиозный размах и постоянное ускорение Пасхальному фестивалю придает, конечно, сам Гергиев. Летящий на всех парах поезд - подходящая метафора для его детища. За бешеным темпом маэстро просто вынужден поспевать главный хедлайнер - возглавляемый им оркестр, по международным рейтингам лучший симфонический коллектив России. И график, который способны выдержать далеко не все, для музыкантов оркестра - привычное дело. Как и для слетавшихся на фестиваль солистов, а среди них немало звезд мировой величины, таких как Анна Нетребко, Юрий Башмет, Денис Мацуев, солист бартоковской оперы бас Габор Бретц, попадавших на концерты иногда прямо из аэропортов. Отменный профессионализм и тех и других служит гарантией необходимого качества, они просто не могут играть и петь ниже определенной планки. Высокие откровения, трепетно ожидаемые меломанами, на прошедшем фестивале случались, вероятно, не каждый раз: поставить их на поток невозможно. Автору этих строк повезло как минимум дважды: укажу на концептуальный размах и звуковой перфекционизм Второй симфонии Рахманинова на открытии фестиваля 19 апреля в столичном Большом зале консерватории в Москве и несколько захватывающих фрагментов на концертах в Екатеринбурге.

Может ли Москва, избалованная приездом лучших европейских оркестров и мировых знаменитостей, обойтись без Пасхального и Гергиева? Верится с трудом. А вот страна - точно не обойдется.


Материалы по теме

Возвращение*

Всей семьей за драконами

Невыносимая сложность бытия

Ушла в народ

Как нам заработать на культуре

Музей третьего тысячелетия