«Маску» сделать былью
Главный отечественный театральный форум «Золотая маска» проходил в этом году в 15-й раз. Дамоклов меч финансовых проблем, испытываемых всей страной, если и присутствовал, то зрителям оказался невидим. Юбилей «Маска» отметила качественно, и ее широкий размах был прежде всего творческого толка.За 15 лет существования национальная театральная премия сумела заработать себе фантастическое реноме: в каждом российском регионе начальство всех рангов упоминает ее как высшую инстанцию, пресса тщательно подсчитывает количество призов и ревниво сравнивает их с завоеваниями соседей. Театральные творцы могут «Маску» ругать и на нее обижаться, но при этом все поголовно мечтают заиметь. Не потому ли, что получить похвалу публики, чиновников, властей не просто, но возможно. А вот заслужить одобрение коллег-профессионалов - заветное и подчас несбыточное желание.
Сергей Смирнов |
Уральские театры в этом году как обычно были представлены солидно. Среди постоянных участников - Свердловская музкомедия, Пермский театр оперы и балета, екатеринбургские труппы современного танца. Награды в этот раз достались пермской опере: авторы спектакля «Орфей» Георгий Исаакян и Эрнст Гейдебрехт стали лучшим режиссером и лучшим художником в музыкальном театре. Мюзикл «Екатерина Великая» был щедро номинирован, но привез тоже только две «Маски»: Мария Виненкова признана лучшей актрисой, а московский художник Павел Каплевич получил награду за костюмы. Настоящим триумфом стало выступление труппы «Эксцентрик-балет Сергея Смирнова»: мало того, что данс-спектакль «Глиняный ветер» стал первым в номинации «современный танец», лидер эксцентриков Сергей Смирнов к своей коллекции призов получил «Маску» лучшего хореографа, а в этом разделе он сумел обойти хореографов-академистов. Итог: четыре «Маски» в Екатеринбурге, две - в Перми, «полмаски» принадлежит Челябинску (лауреатом в номинации «Эксперимент» назвали спектакль«LIQUIDация», а его авторы - Алексей Жеребцов из Москвы и режиссер и хореограф Ксения Петренко из Челябинска).
Многие ошибочно полагают, что «Золотая маска» - это только конкурс: ради состязания якобы ставятся спектакли, лучшие из них свозятся в Москву под светлые очи высокого жюри, раздачей слонов все и заканчивается. Турнир, конечно, главная интрига, но гораздо важнее целостность отечественного театрального пространства, общероссийская картина, которую ежегодно выстраивает фестиваль (см. «Не корову делим », «Э-У» № 16 от 21.04.08).
С самого начала «Золотая маска» постепенно обрастала множеством параллельных проектов. В течение года фестивали лучших российских спектаклей проводятся в России и на постсоветском пространстве (в этом году - в Перми, Воронеже, Эстонии и Латвии). Проект с давней историей - премьеры Мариинского театра в Москве. Уже десять лет для зарубежных продюсеров и импресарио «Маска» проводит «Russian Case», представляя продвинутую российскую продукцию. В четвертый раз провели театральный рынок «PRO-Театр-2009». В связи с юбилеем, видимо, возникли и новые идеи: впервые показана большая внеконкурсная программа «Маска Плюс», куда включили российские спектакли «неформатного» плана, по-своему интересные, но не прошедшие жесткое сито отборочной экспертизы. Так москвичи увидели «Короля Лира» в постановке Николая Коляды в его «Коляда-театре». Там же оказались интересные работы из ближнего зарубежья. Огромный резонанс в столице вызвал проект «Легендарные имена и спектакли XX века», включавший постановки «Push» Сильви Гиллем и Рассела Малифанта, «Last Touch First» Иржи Килиана, «Impressing The Czar» Уильяма Форсайта. Словом, человек, попавший на месяц в весеннюю Москву, смог получить театральных впечатлений на всю жизнь.
Важно, что «Золотая маска» не только подводит итоги, тщательно регистрируя и систематизируя текущий процесс, но и задает тренды. Что ныне актуально в смысле театральных идей, по какой моде одевается современная сцена, какие репертуарные тенденции в авангарде? Только один пример: введя номинацию «лучший композитор», национальная премия невероятно стимулировала создание новых сочинений в жанре оперы, балета и мюзикла. А этого в стране победившего рыночного прагматизма не происходило минимум лет 15.