День традиций
В Ханты-Мансийском автономном округе — Югре встретили один из главных праздников коренных народов Севера — Вороний день.Согласно преданиям ханты и манси, ворона — вестник жизни, весны, покровительница женщин и детей. Обские угры связывали ее с прародительницей Калташ-эквой, помогающей при родах, или Торум-эви, небесной Девой-Матерью, принимающей облик вороны. Раньше она жила на небесах и была белого цвета. По воле богов ворона облетала Землю, которая с каждым днем становилась все больше. Однажды измученная голодом птица не удержалась и попробовала кусочек падали. За это ее прогнали с неба и окрасили в черный цвет. Но жители Севера не перестали почитать ворону. Каждый год она прилетала в стойбище, садилась на кучки преющего цапа (стружка из мягкой древесины, которые насыпались в детскую люльку), грела лапы и криком возвещала о приходе весны. В «Вороньей песне», записанной на Северной Сосьве, есть такие слова: «С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с таловыми гнилушками я присяду. Замершие руки свои отогрею, замершие ноги свои отогрею. Долгоживущие девочки пусть родятся, долгоживущие мальчики пусть родятся!».
В этот день готовили мясо оленей, самым любимым лакомством был соламат — мясной бульон, заправленный ржаной мукой. Ходили в гости, угощались, танцевали, изображали поведение птиц. На краю деревни совершали поры (бескровное жертвоприношение): ставили стол, а на него — жертвенную пищу для ворон. Приносили жертвы огню. На березы вешали символизировавшие солнце свежие калачи, которые потом съедали дети. На Казыме, например, к этому дню готовили оленье мясо и выставляли его воронам с просьбой: «Не троньте наших оленей и оленят». На Северной Сосьве и Ляпине еще зимой заготавливали мясо убитого на охоте олененка, чтобы весной приготовить праздничное блюдо для детей.
С праздником вороны связано немало примет и гаданий. Так, считается, что если 7 апреля ветер дует с севера, то «сорок утренников пройдет до тепла». Если первая прилетевшая ворона сядет на низкое дерево, то весна будет скоротечной, если на высокое — затяжной. По количеству снега определяли, много ли будет рыбы и ягод.
Символ единения
Возрождение Вороньего дня как одного из главных весенних праздников обских угров началось в округе в 90-е годы прошлого века. В Ханты-Мансийске, например, он проводится на протяжении последних пятнадцати лет, в этнографическом музее под открытым небом «Торум Маа». С недавнего времени у Вороньего дня появился окружной статус. Теперь это не разрозненные мероприятия в нескольких муниципалитетах, а масштабное событие, которое празднует весь регион, вне зависимости от принадлежности к этносу, некий символ единения людей, проживающих на землях Югры, демонстрация уникального опыта сосуществования разных культур.В преддверие праздника окружное правительство приняло решение о развитии национальных видов хозяйства и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера. Утверждено положение о конкурсе профессионального мастерства среди оленеводов автономного округа.
На заседании правительства губернатор Югры Наталья Комарова заявила, что национальные традиции для региона имеют большое значение: «Напомню, что о важности такого мероприятия и популяризации оленеводства в целом говорили сами представители коренных малочисленных народов Севера в декабре прошлого года в Белоярском. Именно там мы договорились дать жизнь таким мероприятиям в автономном округе».
Окружные власти подчеркивают, что сегодня их усилия направлены на повышение качества жизни коренного населения. Для этого надо решить две непростые проблемы — сохранить исконную среду обитания, не сокращая объемы промышленного освоения в регионе, и улучшить жилищные условия, учитывая, что большая часть поселений была построена еще в 50-е и требует одновременного восстановления.
Другой важный вопрос — развитие этнического туризма. Количество туристов вырастет, если больше рассказывать о традициях хантов и манси, укладе их жизни. С этой точки зрения Вороний день — уникальная площадка для знакомства с культурой коренных малочисленных народов Севера. Здесь, например, участники торжеств узнали, что в прошлом накануне праздника родители плели гнезда и помещали в них навоз — имитацию птичьих яиц. Гнезда прятали в южной части поселения, так как считалось, что именно с юга прилетает ворона. Утром детей будили словами: «Вставай, иначе ворона выклюет тебе глаза». Затем ребята отправлялись на поиск тех самых гнезд. Считалось, кто больше найдет в этот день гнезд, тот больше соберет в этом году и настоящих утиных яиц. Сегодня эта традиция утрачена, но в программе современного праздника остался конкурс на плетение гнезд для вороны. Плели как полагается, из травы и прутьев, а вместо вороньих яиц — снежки. Для посетителей праздника были организованы чумы с блюдами национальной кухни, театральные представления и ярмарка, на которой можно было купить сувенирную продукцию.
Заместитель губернатора Югры Геннадий Бухтин считает, что Вороний день объединяет людей разных национальностей, способствует взаимопониманию и согласию:
— В Югре раньше делалось и сейчас делается очень многое для сохранения культурного наследия обских угров. И то, что мы празднуем Вороний день уже второй год, как раз подтверждение этому.
Прыгни через нарты
Особое место в национальных торжествах занимают спортивные состязания. В этом году соревновались масштабно сразу в нескольких видах: бег с палкой, тройной национальный прыжок, метание тынзяна на хорей, прыжки через нарты, борьба. Каждому участнику состязаний выдавали специальный бюллетень, куда судьи записывали его результаты. При этом количество баллов за этап можно было увеличить, надев национальную одежду. Например, в прыжках через нарты традиционные мужские меховые сапоги добавляли 50 очков, но не за красоту, а за дополнительный вес — ведь такая обувь может весить до нескольких килограммов. Впрочем, для чемпионов это не помеха. Например, профессиональный спортсмен по национальным видам спорта Сергей Анямов из Ханты-Мансийска смог перепрыгнуть 301 нарту. Любители показали более скромные результаты — 50 — 90 нарт, но и им удалось привлечь к себе внимание болельщиков.Директор федерации исконных забав и этноспорта России Алексей Кыласов призвал коренные народы Севера проводить этнические праздники несмотря ни на что:
— Очень важно, что сегодня это общемировой тренд. Несколько недель назад традиционные русские кулачные бои, которые мы помогали вам провести здесь на Масленицу, внесены в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО. Я надеюсь, что Вороний день, гонки на обласах и другие традиционные игры народов ханты и манси также станут объектами культурного наследия ЮНЕСКО.
Легенды и предания
В древности люди верили, что, съев сердце вороны, можно овладеть пророческой душой птицы. В древнегреческом мифе Медея, омолаживая постаревшего Ясона, влила в его вены отвар из головы вороны, которая пережила девять поколений людей. В христианской культуре ворона воспринималась как символ надежды, поскольку в эту птицу обращался пророк Илия, приносивший по приказу Господа пищу Христу в пустыне.
В культуре Древнего Рима вороны считались вестниками успешной свадьбы, в Элладе пели специальную воронью песню, способствовавшую рождению множества детей, в том доме, где должна была поселиться молодая пара. На фресках с изображением семейного союза Ареса и Афродиты их спутниками и символом прочности этого союза изображались вороны. Они считались птицами греческой богини Геры и римской Юноны — хранительниц семьи, помощниц в рождении и воспитании детей.
В мифологии ирландских кельтов представлена целая группа богинь-воительниц, наиболее яркой среди которых является Морриган. Сама Морриган участия в битвах не принимала, но непременно присутствовала на поле боя в образе вороны и использовала все свое могущество, чтобы помочь той или иной стороне. В легендах Морриган приписывается дар пророчества и способности предвидеть судьбу воинов.