Рукопожатие конкурента
Открывшись миру, Россия потеряла фармакологическую промышленность: 75% внутреннего рынка составляет продукция из США, Европы, Индии. Стоимость НИОКР для создания всякого нового лекарственного средства приближается к миллиарду долларов — такие затраты не под силу отечественной фармакологии. Присоединение России к ВТО повлечет дальнейший рост импорта дешевых индийских и китайских дженериков (препаратов с истекшим сроком патентной защиты) и, как следствие, потерю российскими производителями целых сегментов доступных лекарственных средств. Россия станет полигоном для доклинических и клинических испытаний новых импортных лекарств.
Конкурирую — значит живу
Эти суждения привел на III Международной научнопрактической конференции «Экономическое развитие в современном мире: ВТО и процессы экономической интеграции», состоявшейся в Екатеринбурге в середине апреля, доцент СанктПетербургского университета Вадим Капусткин. Однако пример отдельной отрасли, говорилось на конференции, не должен отпугивать нашу страну от международной кооперации. Задачи России — не в изоляции, а в интеграции в глобальные рынки, в использовании опыта лидирующих мировых экономик и бизнесов при подготовке ответа конкурентоспособными товарами и услугами. Исследования Высшей школы экономики (ВШЭ, Москва) говорят: отличительные особенности активных внешнеторговых предприятий — привлечение зарубежных акционеров, менеджеров, аудиторов, расширение производственных мощностей, эффективные затраты на НИОКР, маркетинг и рекламу новых продуктов, успешное проведение их сертификации по международным стандартам качества, присутствие в листингах или планирование выхода на зарубежные биржи, рост инвестиций и объемов производства.
Так что проблема российского бизнеса, считают ученые, не в обостренной конкуренции с зарубежьем, а, напротив, в ее недостатке. 60% респондентовпредприятий, участвовавших в исследованиях ВШЭ, указывали на отсутствие значимой конкуренции со стороны компаний из дальнего зарубежья и СНГ. «Иностранные и российские производители действуют в разных рыночных нишах. Первые — в сегментах с требовательными потребителями, которых отличают высокие доходы и ярко выраженные предпочтения в пользу высокого качества товара. Вторые обслуживают менее требовательных покупателей и потому обходятся менее продвинутыми процессными, продуктовыми, управленческими технологиями.
В этой ситуации российским производителям попросту нечего заимствовать друг у друга», — констатирует декан экономического факультета Уральского госуниверситета Сергей Кадочников. ъ
Найти себя
Противоречива картина мнений и о судьбе финансового рынка. Один из камней преткновения в переговорах о вступлении России в ВТО — споры об ее открытии для филиалов западных банков и страховых компаний. На допуске филиалов настаивают прежде всего США. Россия (на уровне президента) — категорически против.
«У региональных банков высокая рентабельность, хорошие темпы роста активов. В плане продуктов, систем управления мы готовы к вступлению в ВТО и не боимся конкуренции. Но средняя рыночная стоимость российских банков — три размера собственного капитала. И для западных банков купить всю нашу банковскую систему не составит никакого труда. Тогда стратегические решения, очень важные для экономики каждого региона, будут принимать служащие, находящие в иерархии западных финансовых учреждений в лучшем случае на пятнадцатом уровне», — считает заместитель председателя правления ОАО «Уралвнешторгбанк» Даниил Сандлер.
Между тем приход иностранных банков стал бы мощным стимулом для повышения эффективности российской банковской системы. Сегодня она громоздка, неэластична, не способна решать главную задачу — трансформировать сбережения в инвестиции. «Нашим банкам следует активнее интегрироваться друг с другом, искать ниши, где западные банки слабее. Это обслуживание среднего и малого бизнеса — сферы, где мы ближе к своему клиенту, потому что знаем его потребности, ментальность, тип экономического поведения», — убежден Сергей Кадочников.
Алексей Белянин из Международного института экономики и финансов ВШЭ вообще предполагает, что опасения преждевременны: «У нас непонятно что происходит с экономическими реформами, нестабильна политическая ситуация.
И, конечно, все эти факторы учитываются западными банками».
Впрочем, в одном участники конференции оказались единодушны. Целенаправленное созидание благоприятного инвестиционного климата и имиджа России и поиск компромиссов в переговорах — вот непременные условия «мягкого» вхождения России в «плотные слои» ВТО.
Екатеринбург