2006: Авантюристы чистого поля

2006: Авантюристы чистого поля Бизнес избавляется от стереотипов, адекватно оценивает амбиции и меняет имидж региона в глобальной экономике.

К середине нулевых в бизнес-среде Урала и Западной Сибири созрело понимание того, что дарованное природой и историей конкурентное преимущество (льющийся металл и бьющие нефтяные фонтаны) не будет приносить дивиденды вечно. При обобщении дискуссии, которую мы вели на страницах журнала весь год, тезис сформулировали так: «Главная проблема экономики России в том, что она основана на экспорте природных ресурсов. По-настоящему благополучной страна станет только тогда, когда будет продавать не природные богатства, а высокотехнологичные продукты их переработки. Вторая беда - сверхвысокий вклад в ВВП крупных и очень крупных игроков. Истинно демократическое общество на такой базе не построишь». Все понимали, что менять подходы надо. «Эксперт-Урал» привел несколько примеров, позволяющих ответить на вопрос «как это сделать».

ИТ-нахальство

То, что российские программисты одни из лучших в мире - общеизвестно. В Силиконовой долине едва ли не половина работников - выходцы с постсоветского пространства. Но вот своими силами коммерциализировать эти таланты у нас получалось плохо: на отечественных мозгах в основном зарабатывали иностранцы. Пермская компания «Прогноз» разбила этот стереотип.

Когда в 1991 году пермский ученый Дмитрий Андрианов выбрал в качестве основного направления работы для своей компании создание аналитического программного комплекса и интеллектуальных систем на его основе (решений класса Business Intelligence), многие крутили пальцем у виска. BI-решения пользовались спросом лишь у менеджмента высокого уровня и по большому счету стали востребованы российским бизнесом только в третьем тысячелетии. Между тем в 1994-м основанная Андриановым компания «Прогноз» получила грант фонда Сороса на проведение научных исследований, а в 1995-м заключила контракт на разработку информационно-аналитической системы с министерством экономики РФ, администрацией президента, счетной палатой и Банком России. В 2006-м она открыла два зарубежных представительства, в Пекине и Филадельфии, и сразу получила заказы на разработку прогнозно-аналитических систем для государственных структур и производственных компаний: в Штатах специалисты «Прогноза» работали с железнодорожной компанией Burlington Northern and Santa Fe Railway Company, в Поднебесной - с Народным банком Китая.

Обратите внимание: «Прогноз» вышел в страны, где софтверный рынок характеризуется крайне высокой степенью конкуренции. «Таким образом, пермяки доказали, что компания может выходить на любой рынок вне зависимости от того, где она возникла: в Филадельфии или в провинциальной Перми. А это значит, у России еще есть шансы занять достойное место в секторе, которому, без сомнения, будет принадлежать ведущая роль в мировой экономике», - надеялись мы тогда (см. «Нетривиальные истории», «Э-У» № 48 от 25.12.06).

Сегодня «Прогноз» - единственная уральская компания, портфель которой состоит в основном из зарубежных контрактов.

Не слабо

Другой стереотип разбило небольшое по мировым меркам сервисное предприятие из Ревды (Свердловская область). Летом 2006 года генеральный директор компании «ВЫСО» Владимир Шумаков заключил два контракта с D & F Group - одним из мировых лидеров в области огневой и антикоррозионной защиты на предприятиях ТЭК, в том числе нефтяных и газодобывающих платформах. Ревдинские специалисты начали работать на двух строящихся на территории норвежского шельфа заводах переработки сжиженного газа. Сумма контрактов (несколько миллионов евро) и сам факт выхода уральского сервисного предприятия на международный рынок беспрецедентны.

А удалось это благодаря тому, что русский предприниматель Владимир Шумаков всегда исходил из принципа «А не слабо!». В результате настойчивости, целеустремленности, умения делать рутинную работу, например добиваться оформления международных сертификатов, из тысячи компаний, в том числе 13-ти российских, заказчик выбрал десять, рассказывал тогда «Эксперт-Урал» («На защиту Белоснежки», «Э-У» № 30 от 21.08.06).

60 ревдинских рабочих оказались в центре внимания норвежских телевизионщиков. «Русских рабочих там никогда не видели, и смысл многих сюжетов был таков: вот ведь, оказывается, русские не только пить и воровать умеют, но еще и работать», - делился впечатлениями Владимир Шумаков на проходившей в декабре 2006 года конференции коррозионистов.

Мы назвали выход «ВЫСО» на норвежский рынок прорывом года. Иностранцы поняли, что с русскими можно работать, а наши соотечественники убедились, что конкуренция с европейцами - не заоблачная мечта.

«ВЫСО» до сих пор входит в тройку лидеров рынка антикоррозийной защиты, работающих в России по международным стандартам. В 2008 году она стала первой в России компаний этой отрасли, блокирующий пакет акции которой приобрел Европей­ский банк реконструкции и развития.

В чистом поле

В сентябре 2006 года рынок недвижимости взбудоражил председатель совета директоров «Реновы» Виктор Вексельберг. Он представил президенту России Владимиру Путину проект комплексной застройки района «Академический» в Екатеринбурге - крупнейший за всю историю постсоветской России. До 2025 года «Ренова-СтройГруп» планировала возвести на площади в 1300 га на юго-западе столицы Среднего Урала 9 млн кв. метров жилой и 4,2 млн кв. метров нежилой недвижимости. Район рассчитан на проживание 325 тыс. человек. Стоимость проекта в текущих ценах - около 400 млрд рублей. Инвестиции предусмотрены из разных источников - собственных средств группы, бюджета, банков, соинвесторов.

Конкурс на земельный участок прошел в начале 2006 года. За год «Ренове» удалось подготовить проектную документацию и управиться со всевозможными согласованиями.

В мае 2007-го были обнародованы результаты тендера на строительство первого квартала. Его выиграла австрийская компания Strabag (25% принадлежит Олегу Дерипаске), которая должна была выполнить работы нулевого цикла (стоимость 1 млрд рублей). В августе 2008-го прошел тендер на строительство наземной части (1,5 млрд рублей), его ожидаемо также выиграла Strabag. Но строить не начала. Как тогда рассказывал глава представительства австрийской компании в России Мартин Вебер, финансовый кризис застал компании перед непосредственным подписанием договора на строительство: «И хоть мы уже достигли соглашений по основным вопросам, новое предложение Strabag отклонила из-за низкой стоимости работ - себестоимость квадратного метра должна была составить 23 тыс. рублей». Станислав Придвижкин, руководивший тогда проектом, со своей стороны добавил: «Осенью, когда в стройотрасли появились признаки кризиса, "Ренова-СтройГруп" решила пересмотреть отношения с австрийским партнером. Формально у нас были претензии к срокам сдачи, к качеству работ. Но действительная причина состоит в том, что иностранный генподрядчик на строительстве экономжилья обходился нам неоправданно дорого. Мы решили выбрать местную компанию».

В итоге контракт со Strabag истек в декабре 2008 года, и новым подрядчиком была выбрана екатеринбургская компания «РСУ-37». 140 тыс. кв. метров недвижимости (80 тысяч - жилье), которые изначально планировалось сдать к концу 2008 года, построены не были. Первые продажи квартир в трех домах начались в сентябре 2009-го. Еще три дома прошли госприемку в этом феврале.

Как бы то ни было «Академический» оказался единственным практически реализуемым проектом комплексного освоения территории (КОТ, термин придуман «Реновой», утвержден в правительстве страны, под эту категорию попадают проекты с площадью жилья более 1 млн кв. метров) в России. Остальные КОТы либо заморожены на нулевой стадии (в 2007 году их было 22, в 2009-м список сократился до девяти), либо остались на бумаге. Причина успеха «Реновы» проста - мощная господдержка. До 2006 года крупные холдинги и ФПГ не рисковали массово инвестировать в жилую застройку. Несмотря на то, что в объявленном в 2004 году национальном проекте «Доступное жилье» содержался прямой призыв: «Строительство жилья - теперь не только доходный бизнес, но и деятельность, поддерживаемая государством, что существенно снижает риски инвесторов». Вексельберг был первым, кто этот посыл воспринял и в итоге получил льготы по земельному налогу от муниципалитета, деньги на дороги - из федерального бюджета, коммунальная инфраструктура тоже построена на условиях софинансирования. Приятное дополнение - госзаказ на квартиры от Минобороны и Фонда ЖКХ.

PriceWaterhouseCoopers

Эхо-Москвы 

ЮТЕЛ

Материалы по теме

Карт­бланш на реформы

Кооператив «Большой Урал»

Нехорошая ситуация

с БОРу по сосенке

Окна роста

Пермский рай