Возвращение музыканта
Сергей Крылов |
После мощного оттока художественной интеллигенции из России в начале 90-х происходит постепенное ее возвращение. Как оказалось, многие из покинувших страну исполнителей сохранили традиции отечественной школы и, прекрасно вписавшись в западный контекст, не перестали быть русскими музыкантами. Одно из таких имен — Сергей Крылов. Первый и пока единственный в России концерт этого скрипача прошел в переполненном зале Свердловской филармонии. Все признаки настоящего события налицо: несомненный успех у публики, активное внимание СМИ, «флёр» обсуждений в профессиональных кругах.
Последний раз на отечественной сцене Сергей Крылов выступал 16 с лишним лет назад. Страна тогда называлась Советским Союзом, а он был подающим надежды юным дарованием, выпускником ЦМШ при Московской консерватории. Сегодня он живет и преподает в Италии, гастролирует по всему миру. В его активе работа с лучшими оркестрами и дирижерами, он сотрудничает с известными звукозаписывающими фирмами EMI Classics и Agora. Вот отзыв о нем Мстислава Ростроповича (из письма к личному менеджеру Сергея Крылова): «Я выступал с ним совместно в качестве дирижера… Я был поражен качеством игры этого удивительного музыканта, которого считаю одним из пяти лучших скрипачей в мире на данный момент». Трудно представить себе более лестную характеристику, но концерт стал ее полным подтверждением. Неординарная программа — Пятый скрипичный концерт Николо Паганини (сочинение запредельной сложности!) — дала возможность Крылову раскрыться как тонко чувствующему исполнителю с уникальной виртуозной техникой. В личном общении он оказался интересным собеседником, не забывшим, в отличие от некоторых своих коллег, давно живущих на Западе, живой русский язык.
— Сергей, после долгого отсутствия что вас удивило в России?
— Человеческие лица. Они другие, в них много открытости. Когда я уезжал, на людях была печать безнадежности.
— Когда вы уехали и почему именно в Италию?
— В сентябре 1989-го мы всей семьей уехали в Кремону.
Это странно звучит, но уезжать никто не хотел, причины были личные,
в том числе и здоровье отца. Первые годы жизни там были очень тяжелыми.
Затем мы организовали академию,
— Как складывалась карьера?
— Кремона позволила мне продолжать мое главное дело и не распыляться на другие темы, как это пришлось делать некоторым моим коллегам в России. За прошедшие 16 лет жизни многое изменилось, но я в сущности прожил их в четырех стенах: с моей музыкой, любимыми композиторами, со скрипкой, смычком и пультом. Ну и обычная артистическая жизнь: концерты, фестивали, конкурсы.
— А что вас связывает с Мстиславом Ростроповичем?
— Мы познакомились с ним три года назад, я играл
сольный концерт на церемонии награждения его званием «Почетного
гражданина Кремоны». После церемонии Мстислав Леопольдович подошел
ко мне и сказал, что хотел бы со мной работать. А дальше все было как
в сказке: спустя
— Почему для своего первого выступления вы выбрали Екатеринбург, а не столицу? Не приглашали?
— Приглашения были, но я по разным причинам не доводил их до конца. Москва — особая «реальность». По рассказам моих друзей, это город, который занят самим собой. А я как музыкант требую серьезного отношения, определенных условий, которые я нашел именно здесь.
— Давайте поясним, что это не пресловутый «райдер», а нечто другое…
— Прежде всего Уральский филармонический оркестр — высококлассный коллектив, у него замечательный дирижер Дмитрий Лисc! Мы встретились случайно на гастролях в Испании года два назад и с тех пор мечтали сыграть вместе. Кроме того, в филармонии отличный зал с прекрасной акустикой. Был аншлаг. То есть мой дебют в России великолепно представлен. Мой календарь, слава богу, заполнен, и я могу позволить себе выбирать.
— Из того, что вы о себе рассказываете, складывается образ «музыкального затворника». На что еще время остается?
— Вы про хобби? Да, у меня много увлечений. Я занимался бальными танцами, в Италии это возможно. Очень люблю автомобили, вожу мотодельтаплан. Естественно, горные лыжи.
— Сергей, для вас это был обычный концерт в плотном графике гастролей или вы ощущали его уникальность?
— Я волновался больше обычного, правда. Русская публика — особенная, это известно. В самом начале выступления я испытал очень странное чувство: будто я еще ребенок, мне лет 10 — 12 и я играю на выездном концерте ЦМШ. Мне показалось, будто все вдруг вернулось назад.
— Открытие Крылова для публики состоялось, а произошло ли ваше возвращение на Родину?
— Да! И знаете в какой момент? Когда я вышел на сцену.