НТП: новая театральная политика

НТП: новая театральная политика
НТП: новая театральная политика
Владимир Мишарин
Фото: Наталия Черепанова
В конце марта страна традиционно отметила День театра. 250 лет назад императрица Елизавета подписала указ о создании Александринского театра, и тем положила начало государственной поддержке театрального искусства. Сегодня вопрос о вспомоществовании театру вновь стоит очень остро. В Екатеринбурге праздник стал поводом для серьезного разговора о дальнейшей жизни, причем в условиях перемен.

На федеральном уровне разрабатывается закон о новых организационноправовых формах бюджетных учреждений (подробнее см. «ЭУ» № 44 от 22.11.04). На местном уровне произошла знаковая смена руководства Союза театральных деятелей. Екатеринбургское отделение возглавил Владимир Мишарин. Это человек из когорты менеджеров (его удачный проект — Дом актера, успешно функционирующий по законам рынка и искусства одновременно), к тому же до недавних пор бывший чиновником федерального уровня: он возглавлял отдел театрального искусства в команде Михаила Швыдкого.

Можно говорить о том, что екатеринбургским отделением СТД объявлена «новая театральная политика», основное направление которой — приведение законов искусства в соответствие законам рынка. Владимир Мишарин убежден, что искусство — структура самоорганизующаяся: «Руководить культурой невозможно, это заблуждение чиновников. Ей можно только либо помогать, либо мешать». Чтобы происходило первое, а не второе, театральные деятели добились, что в группу для разработки закона о бюджетных организациях вошли авторитетные специалисты, известные «театральные экономисты» Елена Левшина и Геннадий Дадамян. Простой подсчет результатов при «бюджете, ориентированном на результат», в сфере культуры, где массовость не служит главным критерием, не всегда возможен. Требуется выработка специфических индикаторов, нормативов, этим и будут заниматься ученые.

Важным современным источником получения средств становятся конкурсы. Тендеры в культуре — явление относительно новое, перспективное, но, опять же, требующее особого подхода. Например, известный уральский драматург Николай Коляда несколько лет назад «придумал» конкурс молодых драматургов «Евразия». Теперь, чтобы привлечь для него средства, он сам должен выиграть конкурс на проведение конкурса.

В принципе тендеры могут серьезно помочь частным коллективам. В стране около шестисот театров, немалая часть из них — частные, что находятся в неравных условиях с государственными. Однако нередко именно они составляют славу региона, как, например, хореографическая компания «Провинциальные танцы», собравшая наибольшее количество российских и международных наград среди всех театров Урала. Союз театральных деятелей готов помогать коллективам участвовать в конкурсах и побеждать в них.

Среди ближайших нововведений екатеринбургского отделения СТД — создание театрального фонда, который поддержит старейших работников сцены, открытие театрального киоска, выпуск собственного журнала. Важнейшим обещает стать проект по типу столичного «Открытая сцена в Екатеринбурге». В городе немало интересных профессиональных коллективов, не имеющих собственной площадки, теперь они получат возможность для выступления. У «Открытой сцены» не будет своей труппы, но будет штат менеджеров, организующих процесс проката. Каждый день — новый театр. Взаимоотношения — партнерские: нет арендной платы, есть распределение сбора между театром и прокатной организацией.

Культура не стала объектом национального проекта. То, что упущено на федеральном уровне, решено наверстать на региональном. В Свердловской области в ближайшее время будет объявлен пятый «национальный проект» — в сфере культуры. Документы уже подготовлены.

Материалы по теме

Возвращение*

Всей семьей за драконами

Невыносимая сложность бытия

Ушла в народ

Как нам заработать на культуре

Музей третьего тысячелетия