Красные сдали город

Красные сдали город

Пермский край отказывается от проведений художественных фестивалей как метода развития культурной жизни региона 

В середине марта в Перми подвели итоги конкурса на организацию и художественное руководство краевым ежегодным фестивалем «Белые ночи». Всего на конкурс поступило шесть заявок из Перми, Москвы и Екатеринбурга. Заявка должна была содержать описание не менее 50 мероприятий предполагаемой программы и план фестивального городка на пермской эспланаде. К тому же концепция должна была соответствовать провозглашенному федеральным правительством лозунгу «2014 - год культуры в России». До окончательного голосования добрались «Интерсфера» пермского деятеля шоу-бизнеса Вадима Некипелова и «Озон-дизайн», возглавляемый бывшим министром культуры и молодежной политики Пермского края Олегом Ощепковым. Оргкомитет фестиваля оценивал художественную ценность предлагаемой программы и возможность ее воплощения. Победила «Интерсфера».

«Белые ночи» - крупнейший в крае ежегодный фестиваль (общие затраты на организацию мероприятия в 2013 году составили примерно 250 млн рублей, из них почти 80 млн рублей - бюджетные средства), в этом году он пройдет в четвертый раз. Однако его организация в этом году качественно отличается от подхода прошлых лет. Условно это можно выразить так. Раньше «Белые ночи» мыслились венцом ежегодных мероприятий, проводимых в рамках так называемой «культурной революции». Художественное руководство фестивалем всегда удерживалось под контролем областного Минкульта и команды варягов-культуртрегеров, организованной Маратом Гельманом. Подобная схема в некотором виде сохранилась и при организации фестиваля в прошлом году, но уже стало ясно, что идеи культурного реформирования региона, которым дал старт бывший главы Прикамья Олег Чиркунов, при новом губернаторе Викторе Басаргине поддержки не получат. (В рамках фестиваля-2013 произошло немало цензурных и культурно-идеологических скандалов - подробнее см. «Слишком много белого», «Э-У» № 26 от 01.07.2013) В текущем году художественное руководство «Белыми ночами» впервые отдано на аутсорсинг.
Вне зависимости от концепции не понятно, как возможен метафестиваль при отсутствии мероприятий культурной жизни края.

Постреволюционный террор

«Культурные» мероприятия, которыми несколько лет назад славился Пермский край, начали активно сворачивать в прошлом году. Первым был закрыт Пермский экономический форум. В 2005 году он начинался как специализированное на финансово-налоговой тематике мероприятие, однако на последних волнах проведения переместил фокус внимания на социокультурную проблематику (см. «Худсовет», «Э-У» № 38 от 27.09.2010 ). Причина отказа от Пермского форума ясна: он тесно ассоциировался с личностью Олега Чиркунова, ушедшего с поста губернатора Прикамья весной 2012 года.
Сразу за форумом совершенно неожиданно был отменен фестиваль театра для детей и юношества «Большая перемена», который должен был пройти в мае 2013 года в четвертый раз - мероприятие было названо дорогим и неэффективным.

Массу общественного негодования вызвала такая же внезапная отмена в июле 2013 года международного гражданского форума «Пилорама» (проходит с 2005 года). Причина - отказ краевых властей финансировать мероприятие в полном объеме. Бюджет «Пилорамы» прошлого года планировался в размере 8 млн рублей, из которых 5 миллионов - средства краевой казны: такая сумма прежде выделялась ежегодно. И бюджет, и программа форума были согласованы заранее, но за две недели до мероприятия сумму госсредств урезали вдвое в связи с общим секвестированием бюджета края. Организаторы форума заявили, что восполнить неожиданно выпавшее финансирование за столь короткий срок невозможно, а имеющихся средств недостаточно для проведения «Пилорамы» на должном уровне (подробнее см. «Нормалис вульгарис», «Э-У» № 28 - 31 от 15.07.2013 ).

Событие сразу приобрело политический подтекст. Так, с эмоциональным заявлением выступила уполномоченная по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина: «В так называемом рабочем режиме были предприняты беспрецедентные для нашего края попытки ввести цензуру на форуме (речь шла о том, какие мероприятия включать в программу, каких спикеров, модераторов и музыкальные группы приглашать. - Ред.). Не встретив понимания организаторов "Пилорамы", администрация пошла по "традиционному пути", сократив финансирование до такой степени, что проведение мероприятия стало невозможным. [...] Обращаясь к администрации губернатора края, хочу прояснить для себя: понимают ли ее чиновники, что "Пилорама" - это визитная карточка края, что это не аудиторное мероприятие с фейс-контролем?».

Организаторы «Пилорамы» тогда выступили с официальным обращением, в конце которого высказали до сих пор актуальный, на наш взгляд, тезис: «Сейчас мы понимаем, в каких особых условиях Пермь жила несколько лет. Теперь регион стал обычным, и мы узнаем все прелести стандартной политической ситуации в регионах».

Орудуй ледорубом

Пермская история режиссера и продюсера Эдуарда Боякова нетривиальна: он появился в Перми в числе первых приглашенных Маратом Гельманом культурных менеджеров, в декабре 2009 года основал пермский театр «Сцена-Молот», однако вскоре разошелся с Гельманом во взглядах на методы реформирования культурной жизни региона. Почти на два года Бояков фактически выпал из культурной жизни города, его постепенно отстраняли от «Сцены-Молот», что закончилось его официальным увольнением с поста арт-директора театра в декабре 2012 года. Однако пермскую деятельность культуртрегер окончательно не свернул, считая ее важной как для себя, так и для региона.

В 2013 году продюсеру чудом удалось организовать в Перми два крупных фестиваля: в марте - четвертый открытый уральский поэтический фестиваль «СловоНова», в конце октября - тоже четвертый фестиваль театра и кино о современности «Текстура». Оба мероприятия были под угрозой срыва, у обоих вынужденно были сдвинуты традиционные сроки проведения. Причина - задержки финансирования со стороны краевого правительства, хотя бюджеты фестивалей в 5 - 6 млн рублей минимальны для мероприятий подобного уровня.

Год назад Эдуард Бояков так высказывался о перспективах культурной жизни региона (см. «Одиссей, непреклонный в напастях», «Э-У» № 15 от 15.04.2013 ):

- С губернатором Виктором Басаргиным я не знаком. У меня только что состоялась первая встреча с новым министром культуры Игорем Гладневым. Пока мы просто продекларировали друг другу наши взгляды и подходы. Я услышал заявления многообещающие и позитивные. Министр сказал о необходимости фокуса культурной политики на детском художественном воспитании. Совершенно согласен и искренне считаю, что отсутствие такового стало одной из главных ошибок предыдущей команды. Также он сказал о развитии территориальной политики и о внимании к городам края. Сейчас, конечно, есть опасность застоя в Перми. Но есть, мне кажется, и возможность спокойного, мудрого аудита. Гладнев сказал, что многие его считают ретроградом, признал, что он действительно консерватор, но при этом открыт для новых подходов и готов слушать. Он подчеркнул очень важный для меня принцип - политик не должен навязывать своих вкусов. Короче говоря, в его речи я уловил легкий просвещенный консерватизм, и это обнадеживает. Конечно, это пока только лишь декларации, но если заявленные ценности будут реализовываться, думаю, моим проектам здесь найдется место.

В конце прошлого года пермский Минкульт обнародовал список мероприятий на 2014 год. Фестивалей, которые курировал Эдуард Бояков, в том списке не было.

Вместо эпитафии

Примерно в то же время, что и подведение конкурса на концепцию «Белых ночей», с площади у краевого Заксобрания и зала Пермской филармонии исчезли «Красные человечки» - творения художника Андрея Люблинского. Эти работы появились в столице Прикамья в 2010 году в рамках масштабной паблик-программы, которую тогда запустил Музей современного искусства PERMM. Тогда же в городе возникли и «Яблоко» Жанны Кадыровой напротив краевой библиотеки им. Горького, и «Пермские ворота» Николая Полисского, встречавшие едущих с железнодорожного вокзала в центр города гостей, и другие работы. Но именно «человечки» стали символом интенсивного культурного реформирования региона. За три с лишним года противники идей экс-губернатора Чиркунова и команды Гельмана не раз угрожали уничтожить красные антропоморфные фигуры в центре города, а глава краевого союза художников Равиль Исмагилов публично пообещал их сжечь. Однако в середине марта-2014 объекты паблик-арта ликвидировали вполне официально - по инициативе краевого правительства.

Материалы по теме

Возвращение*

Всей семьей за драконами

Невыносимая сложность бытия

Ушла в народ

Как нам заработать на культуре

Музей третьего тысячелетия