Живая плоть искусства

Живая плоть искусства
Живая плоть искусства
Панно «Осязание и Обоняние», поделочный камень, Флоренция, 1751

Конец марта ознаменовался небывалым подъемом в музейной жизни Екатеринбурга: в рамках празднования 70-летия Музея изобразительных искусств в городе открылись уникальные выставки.

Экспозиция «Искусство жизни» знакомит зрителя с западноевропейской живописью XVII — XVIII веков. Выставка начинает грандиозный по масштабам и продолжительности проект — постоянно действующее представительство Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Екатеринбурге.

— Я ничего не имею против репродукций, — сказала на торжественном открытии директор ГМИИ Ирина Антонова. — Но ничто не сравнится с подлинником. Жизнь произведения может протекать только на наших глазах. Важно сохранить живую плоть искусства.

Директор ЕМИИ Ольга Пичугина показывает янтарный портрет Екатерины II — дар музеязаповедника «Царское Село»
Директор ЕМИИ Ольга Пичугина показывает янтарный портрет Екатерины II — дар музеязаповедника «Царское Село»
Фото: Андрей Порубов
Общение с произведениями искусства прошлых веков, представленными в оригиналах, воспитывает в зрителе «великую визуальную культуру подлинности». Теперь екатеринбуржцы могут проникнуться ею, не выезжая из города.

Выставка знакомит с произведениями нидерландских, французских, итальянских и немецких художников из собрания Государственного музея изобразительных искусств. Тема коллекции — повседневная жизнь человека. Именно голландские и фламандские мастера XVII века впервые обратились к жизни современников, для многих она стала главной темой творчества. В истории французской культуры XVIII столетие носит имя «галантного века»: культ наслаждения проповедуют, например, картины Никола Ланкре в жанре «галантных празднеств». Выставка продлится до 15 января 2007 года.

Второе «открытие сезона» — экспозиция «Царское Село. Страницы истории императорской резиденции», представленная Государственным художественно-архитектурным дворцовопарковым музеемзаповедником «Царское Село». Выставку подобного масштаба вдали от родных стен он устраивает впервые в России.

— Идея зародилась три года назад, — рассказывает директор Музея изобразительных искусств Ольга Пичугина. — Екатеринбург и Царское село связаны кровными узами, поэтому инициатива была встречена с энтузиазмом. Год шла кропотливая подготовка. Основная идея проекта — показать связь времен, событий и личностей.

Представлены более 200 предметов интерьера и быта из царскосельской коллекции: вещицы XVI — XIX веков, созданные отечественными мастерами, а также привезенные из Китая, Англии, Франции, Турции, Персии, Индии, Дании, США. Некоторые — шедевры мирового уровня, интересные и специалистам, и просто интересующимся историей и искусством России XVII — начала XX веков. Выставка знакомит зрителя с драматической историей одного из выдающихся памятников русского зодчества XVIII века Царского Села и его владельцев — династии Романовых.

Жемчужины экспозиции — флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние», единственный сохранившийся фрагмент убранства всемирно знаменитой Янтарной комнаты (середина XVIII века), и Евангелие с вкладной записью матери первого царя династии Романовых — Марфы Ивановны (первая половина XVII века). Уникальные предметы можно увидеть до 28 мая 2006 года.

Материалы по теме

Возвращение*

Всей семьей за драконами

Невыносимая сложность бытия

Ушла в народ

Как нам заработать на культуре

Музей третьего тысячелетия