Аппалачи — Рифею

Аппалачи — Рифею Совместные мероприятия в сфере искусства — лучший способ наладить кросскультурную коммуникацию. Североамериканские традиции в Екатеринбурге представляет народная музыка. Уральцы живо интересуются, вступая в межнациональный диалог

В марте 2014 года в Екатеринбурге четвертый год подряд пройдет международный музыкальный фестиваль «Блюграсс на Уральских горах», идеолог и бессменный организатор мероприятия — Генеральное консульство США в Екатеринбурге. Много ли екатеринбуржцев сталкивались прежде с американской музыкой в стиле блюграсс? Думается, считанные единицы. А уж с исполнением этого американского фольклора вживую — и подавно. И хотя в наши дни нет никаких проблем с доступом к северо­американской культуре, мы с уверенностью можем назвать организаторов фестиваля первооткрывателями национальной американской музыки на Урале.

Особенности музыкального стиля угадываются уже в названии: bluegrass (дословно — «голубая трава») по-русски — это луговой мятлик, ценный кормовой злак, который культивируют для скотоводства. Отсюда ясно, что блюграсс — музыка сельская, народная. Родина ее — регион Аппалачей в штате Кентукки. Сам Кентукки (его нередко и называют Штат мятлика — Bluegrass State) — один из наиболее известных сельскохозяйственных регионов США, лидер в разведении скаковых лошадей и родина бурбона - кукурузного виски. Как самостоятельный музыкальный стиль, блюграсс оформился в середине прошлого века, его часто называют самым молодым направлением американского фольклора. Но корни его глубоко уходят в ирландскую, шотландскую и английскую традиционную музыку, которую завезли в Америку первые европейские поселенцы. Современный блюграсс — чудесная смесь кельтской музыки иммигрантов с Британских островов с элементами афроамериканских джаза и блюза.

Bluegrass
 На уральских фестивалях хэдлайнерами каждый раз становились прославленные представители американской блюграсс-сцены (в Екатеринбурге их, конечно, не знают). Так, на одном из фестивалей выступал Carter Brothers Band. Основатели братья Тим и Дэнни Картеры наследуют традиции одного из самых прославленных музыкальных «кланов» в США: в народной музыке без семейных традиций никуда. Яркая представительница этого рода Джун Картер (1929 — 2003) стала первой профессиональной исполнительницей блюграсса и кантри. Она вышла замуж за Джонни Кэша (1932 — 2003) — ныне икону кантри и рокабилли. Во многом благодаря этим двум людям американская народная музыка вышла на большую профессиональную сцену.

Однако не только американские звезды завораживали выступлениями уральскую публику. На самом первом фестивале в 2011 году выступала группа юных исполнителей кантри из Обнинска — «Веселый дилижанс» (художественный руководитель Алексей Гвоздев). Нынешним музыкантам «Дилижанса» от 9 до 16 лет, но сам ансамбль существует еще с советских времен, 1988 года: под этим названием сменилось несколько составов. «Веселый дилижанс» хорошо знаком зрителям США, Голландии, Финляндии, Эстонии, Польши и других стран. Успех нешуточный: так, в 1998 году русские дети из Подмосковья всей группой перебрались в США, подписали контракт с Universal South (американским отделением Universal Music Group) и переименовались в Bering Strait. В 2003 году Bering Strait был номинирован на американскую музыкальную премию «Грэмми» — это первый и единственный случай попадания в список номинантов «Грэмми» среди неклассических советских и российских музыкантов и ансамблей за всю историю существования премии с 1958 года.

Друзья и партнеры

С расспросами про идею и «кухню» фестиваля мы обратились к Кристине Хейден, вице-консулу США по вопросам культуры, образования и СМИ.

— По правде говоря, когда я впервые услышал, что в Екатеринбурге пройдет блюграсс-фестиваль, то даже растерялся. Почему блюграсс? Ведь он совсем не известен на Урале.

— Да, блюграсс — это наша отличительная особенность. По-моему, мы в Екатеринбурге стали одними из первых, кто начал приглашать таких музыкантов в Россию.

— Как родилась эта идея?

— Задумка появилась давно, лет шесть назад, она долго разрабатывалась всей командой Генерального консульства в Екатеринбурге. Все началось с желания привезти на Урал современную, яркую и при этом характерную американскую музыку. Но что такое американская музыка? Джаз? Блюз? Да, прекрасные стили, но люди здесь их и так знают, поэтому это не так интересно. Блюграсс же — нечто другое.

— На мой взгляд, на вопрос, что такое американская народная музыка, уральцы ответят — кантри.

— Кантри — более широкое стилевое понятие. Истоки блюграсса старше кантри, это корни американской народной музыки, и кантри в том числе. Блюграсс происходит из горных районов, из маленьких городков; такая музыка всегда характеризуется местными особенностями и всегда очень персональна, зависит от личности музыканта. А кантри, особенно сейчас, - все больше шоу, массовая музыка.

Кстати, и инструменты в блюграссе уникальны — банджо, фиддл (так в народной музыке называют скрипку. — Ред.). Да и стиль игры на тех же гитарах очень отличается от стиля кантри. Как правило, он более прямой, более чистый и мелодичный. При этом песни очень узнаваемы - это всегда личные повествования исполнителя о семье, работе, проблемах и радостях. Простые и понятные сюжеты, как обычно и бывает в народной музыке.

— С какими трудностями вам пришлось столкнуться, чтобы организовать блюграсс-фестиваль в Екатеринбурге?

— Если делать что-то подобное в поп-музыке, и я бы выступила, например, с предложением привезти Рианну, то все бы воскликнули: «Ого! Саму Рианну! Конечно, давайте-давайте». Но никто здесь не знает звезд блюграсса, поэтому, конечно, было сложно найти партнеров для организации фестиваля. Именно поэтому нам было важно привезти очень талантливых и профессиональных музыкантов, особенно в первый раз, чтобы продемонстрировать уральцам все красоту этого музыкального стиля.

Сначала организация лежала исключительно на нас, и все делалось за наш счет. Но с каждым годом становится все легче, у нас появляются друзья и партнеры. Так почти сразу выяснилось, что тогдашний генеральный консул ФРГ в Екатеринбурге Маркус Форстер — страстный поклонник кантри и блюграсса. И уже со второго фестиваля немецкое консульство выступило в качестве соорганизатора «Блюграсса на Уральских горах». Одним из наших ключевых партнеров стал Театр музыкальной комедии: здесь нам помогли с площадкой и продвижением. Местные музыкальные группы тоже очень заинтересованы в обмене опытом с американскими исполнителями. Например, с ансамблем «Изумруд» у нас который год складывается тесное сотрудничество. Я всегда говорю, что это мои добрые друзья.

Всем и каждому

Bluegrass— А что происходит в рамках фестиваля помимо музыкальных выступлений?

— О, у нас обширная программа. Каждый год мы проводим онлайн-видеоконкурс, в котором участвуют местные любительские группы и исполнители - все, кто любит музыку кантри, ведь необязательно быть профессионалами, чтобы играть народную музыку. Победитель конкурса получает возможность выступать на одной сцене с профессиональными американскими исполнителями на фестивале. А еще в качестве приза мы дарим банджо — основной инструмент блюграсс-музыки. И это настоящие «правильные» американские банджо, такие сложно найти за пределами США!

Мы всегда организуем благотворительные мероприятия. Так, в прошлом году ездили в детский приют в Перми, в этом году - поедем в школу-интернат для слепых и слабовидящих в Верхней Пышме. Мне кажется, это замечательная возможность поделиться музыкой с людьми, которые обычно не принимают участие в концертах и фестивалях. В прошлом году мы также возили музыкантов в организацию «Благое дело», где они выступили в совместном
концерте с людьми с ограниченными возможностями здоровья, которые изучают музыку в рамках специального курса музыкальной терапии.

Кроме того, мы обратили внимание на то, что на прошлом фестивале было мало молодежи, в основном слушатели среднего и старшего возраста. Поэтому в этом году мы добавили мероприятия для детей: мастер-классы и концерты в школах. Запустили специальный конкурс, в котором можно выиграть концерт американских музыкантов в вашей школе — нужно написать эссе. А еще организуем концерт для студентов УрФУ — оказывается, в университете есть люди, которые занимаются американскими народными танцами.

— Как можно оценить успех блюграсс-фестивалей среди зрителей?

— Это сложная часть моей работы. Если бы я занималась книгами, я могла бы их сосчитать и сказать: «Смотрите, в библиотеке появилось десять новых книг». А когда ты организуешь концерт, очень сложно выявить мнения людей. Но я знаю, что с каждым годом количество посетителей на нашем фестивале увеличивается. Я считаю так: если концерт в первый год посетило 150 человек, а на следующий год - уже 600 человек, это успех.

— Как американские музыканты отзываются о визите в Россию?

— Каждый из них хотел бы вернуться в Екатеринбург еще раз. Ведь я знакомила их с любознательными школьниками, со студентами, которые любят танцевать, с замечательными русскими музыкантами, да и просто с людьми, которые очень хотели увидеть американцев, играющих национальную музыку. Мы показываем им, как приветлива и гостеприимна настоящая Россия, и что все это очень отличается от бытующих на Западе стереотипных представлений.

Ну и для американских музыкантов всегда интересно приезжать в Россию и работать с местными профессиональными музыкантами, которые обучались совершенно в другой традиции. Ведь многие российские музыканты имеют классическое музыкальное образование, в Америке это не всегда так. А чего стоят ваши народные инструменты - домры, балалайки! Помню, как-то наша американская группа Project Trio выступала с ансамблем «Изумруд»: американцы еще на репетиции увидели инструменты уральской группы, тут же подозвали меня: «Кристи, спроси их, можем ли мы поиграть на этих штуковинах, выглядят очень круто!» Конечно, можете!

Как на Родине

Bluegrass— А как выглядят типичные блюграсс-фестивали в США?

— Блюграсс - это прежде всего веселье. Музыка вызывает в людях желание танцевать, аплодировать, топать ногами; для меня это одна из лучших сторон музыки, потому что участие в концерте принимают все вокруг. Типичный блюграсс-фестиваль в США - это не только музыка, это еще и ярмарка: кругом продают национальную одежду, традиционно пошитую в маленьких мастерских обувь, конечно же, шляпы... Блюграсс — это всегда немного сельская атмосфера. И конечно вокруг готовят много вкусной национальной еды! Если бы вы только попробовали традиционную американскую кухню: жареного цыпленка или домашнее печенье... Я бы очень хотела, чтобы на фестивале в Екатеринбурге когда-нибудь появилась национальная кухня.

— Да, это было бы очень интересно. Я думаю, что в России об американских национальных блюдах известно очень мало. Должно быть, многие и вовсе думают, что ваша национальная еда — та, что продается в McDonald's.

— А настоящее барбекю! Барбекю в Америке - это вовсе не гамбургер, это тонкий способ приготовления курицы и свинины со специальным соусом. Результат, кстати, очень отличается от того, как готовят мясо в России.

— Каким вы представляете этот фестиваль через 10 — 15 лет?

— Я очень хочу, чтобы он стал настолько популярным, чтобы его организовывали местные жители и сами приглашали туда американцев. Я надеюсь, что через десять лет фестиваль будет организован не Консульством США, а силами Екатеринбурга, Свердловской филармонии или, например, появившейся местной Ассоциации исполнителей блюграсс. Вот о каком будущем нашего начинания я мечтаю.

Партия банджо

О том, как уральцы проникаются интересом к американской народной музыке, рассказывает Светлана Соловей, музыкант ансамбля «Изумруд»:

— МузыкантыСветлана Соловей «Изумруда» сразу же влились в «Блюграсс на Уральских горах» как соорганизаторы. Дело в том, что мы уже девятый год проводим в Екатеринбурге фестиваль «Изумрудный город», и в рамках этого мероприятия сами сотрудничали с кантри- и блюграсс-музыкантами. Так что мы давно уже стали не только партнерами, но просто хорошими друзьями. Например, бывший генеральный консул Тим Сандаски сам был большим любителем музыки. Он несколько раз выступал с нами в составе группы «Изумруд», исполнял партии соло-гитары. Мы даже записали одну из песен, «Whiskey Before Breakfast», в нашей студии в Театре музыкальной комедии, потом исполняли ее на концертах. Поэтому когда представители консульства выступили с инициативой проведения на Урале самостоятельного блюграсс-фестиваля, мы с радостью откликнулись.

С тех пор мы обязательно участвуем в каждом мероприятии «Блюграсс на Уральских горах» и организационно, и творчески. Особенно нам ценна, конечно, живая и дружеская атмосфера этого фестиваля. Музыканты съезжаются с разных сторон света: из Америки, Европы, Центральной России, и уральцы, естественно. В рамках фестиваля все много общаются, участвуют в обширной благотворительной программе. Эта энергия передается по цепочке, заинтересовывая всех вокруг блюграсс-музыкой. Именно поэтому, например, в конкурсах, которые проводит консульство за право выступить на одной сцене с американскими музыкантами и возможность получить призовое банджо, разворачивается нешуточная борьба.

Земляки с планеты Земля

Если бы все присутствующие у нас консульства проводили масштабные фестивали своего национального искусства, было бы просто здорово, считает музыкант квартета Stambulchik Brothers Михаил Симаков

Михаил Симаков— В случае с блюграссом у зрителей и слушателей на Урале не возникает никаких сложностей. Поскольку эта музыка в своей основе народная, то она не бывает очень сложной, эмоции всегда чисты и понятны: веселые песни - люди радуются, грустные песни - сочувствуют, даже если не понимают языка. Конечно, неплохо бы знать язык, чтобы до конца понимать такие произведения, да и звучание такой музыки - во многом экзотика. Но если в музыке есть искренность, то она зацепит любого слушателя, пусть даже он всецело из другой национальной культуры. Да и кантри пришел на большую сцену с деревенских ярмарок - это же сельский дух, что нам, русским, тут может быть непонятно? Думаю, как раз все эти темы нам близки и должны нравиться.

Обращение к народной традиции — это самое выигрышное решение с точки зрения массового эффекта. Такое творчество всегда понятно совершенно разным категориям слушателей и зрителей во всех странах, в отличие, например, от высокой классики или современного экспериментаторства. Кроме того, народная музыка хороша еще и тем, что создает атмосферу искренности и разрушает официоз и натянутость. При этом, пусть эта мысль и избитая, узнавая культуру других людей, ты перестаешь относиться к ним как каким-то инопланетянам, начинаешь их понимать гораздо быстрее и точнее. Если бы все присутствующие у нас консульства проводили масштабные фестивали своего национального искусства, было бы просто здорово.

 

Партнер проекта:
mantrac_logo_02 

 

Материалы по теме

Возвращение*

Всей семьей за драконами

Невыносимая сложность бытия

Ушла в народ

Как нам заработать на культуре

Музей третьего тысячелетия