Сегодня мы играем джаз

В Екатеринбурге открылся первый в столице Урала джаз-клуб. Об источниках вдохновения, джазовых перспективах Урала и финансовой стороне вопроса рассказал один из организаторов клуба Алексей Глазырин.

Алексей ГлазыринПриглушенный свет, сигаретный дым и звуки саксофона - еще совсем недавно атмосферу джазового клуба мы могли представить только по голливудским фильмам да визитам в Москву. В Екатеринбурге джаз всегда был при галстуке-бабочке - носил чересчур академический, парадный характер с обязательным конферансом. Несколько екатеринбургских бизнесменов и музыкантов, истосковавшихся по хорошей музыке и правильной джазовой атмосфере, решили сдвинуть ситуацию с мертвой точки: в конце марта открылся EverJazz - первый настоящий джазовый клуб Екатеринбурга.

- Алексей, в наших столицах джазовая культура имеет довольно долгую историю, а Екатеринбург остался в стороне. Почему?

- В Москве первый джаз-клуб возник еще в 60-х, так что сейчас и в столице, и в Петербурге существует довольно много подобных заведений. Впрочем, многие клубы заявляют себя как джазовые, но на деле дают самую разную музыку и даже развлекательные программы. А есть клубы, которые не относят себя к джазу, но в них эта музыка часто звучит. По большому счету джаз-клуб - это место, где играют джаз, где любители джаза общаются с себе подобными, куда приходят люди, которых объединяет не только образ жизни, но и некое восприятие музыки. Это такая, если хотите, по-настоящему клубная культура.

В Екатеринбурге клуба такого формата безусловно не было, но попытки можно вспомнить: к примеру, кафе «Бульвар-блюз». Мне кажется, сложности в организации джаз-клуба связаны с культурой промышленного города. Джаз здесь всегда был чем-то инородным, а его любители еще лет десять назад были не слишком платежеспособны, чтобы оплачивать еще счет в ресторане. Сейчас ситуация изменилась: это поколение состоялось, оно готово воспринимать джаз публично и ему не хватает подобной атмосферы. Даже хорошие записи остаются записями, а музыка становится чуть-чуть музейной. А джаз во многом построен на импровизации, и возможности организации джемов чрезвычайно важны и для музыкантов, и для слушателей.

Самое главное: сегодня идея джаз-клуба - уже не просто идея-фикс, с которой носятся сами музыканты, но системные организационные усилия. Мы не планируем этот клуб как разовый праздник, хотим сделать хорошо организованное заведение, в котором есть и программа, и сервис, и поставленная информация. Если на мероприятия никто не будет ходить, это не джаз-вечер. Атмосфера создается не только игрой музыкантов, но и публикой. Мне доводилось бывать в Екатеринбурге на околоклубных джазовых мероприятиях, с которых немногочисленные посетители уходили с чувством легкого недоумения: зачем собрались?

- Многие музыканты, слушатели и критики не считают Екатеринбург джазовым городом.

- Это как посмотреть. В Екатеринбурге есть десяток интересных имен: можно вспомнить Виталия Владимирова, Игоря Паращука, Сергея Проня. Да, это мейнстримовые артисты, но они входят в число лучших музыкантов России. В последнее время начали появляться интересные молодежные коллективы, к примеру Mobi-J. Думаю, основная заслуга в этом принадлежит училищу им. Чайковского, которое готовит джазовых вокалистов и инструменталистов. Кроме того, у нас есть соседние города. К примеру, Челябинск, в котором джазовая культура довольно сильна. Всего два часа на машине: думаю, у музыкантов нет проблем приехать и сыграть концерт. Так что мы пришли к выводу, что резидентами клуба могут быть не только екатеринбуржцы, но и музыканты из соседних городов. В Москве в джаз-клубах выступает множество иностранных музыкантов, и не только из Америки, а из Польши, Франции, Израиля.

Сложно, конечно, привезти большой коллектив, но если посмотреть на джазовую афишу Екатеринбурга, то к нам приезжает множество интересных музыкантов, собирающих целые залы. Наша цель - не стадион, разумеется, но двести человек за вечер мы готовы комфортно разместить. Если потребность будет выше - что-нибудь придумаем. И я очень надеюсь, что за счет непринужденности обстановки нам удастся привлечь новую публику. Обычно для похода на джазовые концерты нужно собраться с духом, убедить себя, да и начало в 19 часов обычно неудобно для занятой части аудитории.

- Джазовые музыканты из Екатеринбурга обычно уезжают...

- Ровно потому, что негде выступать, нет публичной востребованности, а играть в узком коллективе единомышленников все-таки скучно. Если наша идея приживется, то вполне возможно, что она будет работать на то, чтобы новая кровь появилась. Пусть не сразу, но я рассчитываю на участие молодых ребят из Екатеринбурга, Уфы и Челябинска и надеюсь, что кто-то из них всерьез увлечется. Интерес к джазу есть и со стороны музыкантов, которые работают, к примеру, в симфоническом оркестре.

- А может ли сейчас молодой джазовый музыкант действительно работать по специальности?

- Екатеринбург, конечно, не джазовый Клондайк, здесь нет клубов, в которых можно работать каждый день, нет аншлагов. Но есть неплохие коллективы, с которыми можно выступать, которые ведут активную гастрольную жизнь. Иногда даже возникают проблемы с тем, чтобы обеспечить присутствие музыкантов в городе: сегодня выступают в Москве, завтра в Австрии и так далее. Так что есть, где работать и реализовываться, а проблема региональности существует в любой профессии.

Джаз и деньги

- Живая музыка будет каждый день? Если посмотреть на список артистов, игравших на открытии клуба, создается ощущение, что больше и некому в Екатеринбурге играть джаз.

- Пока мы на это не решаемся. Договорились, что сначала живые выступления будут раз в неделю: концерт резидента, джем музыкантов, полностью свободный формат. Поначалу резидентами будут именно эти коллективы - квартет Сергея Проня, коллектив «Давид оркестра», биг-бенд Виталия Владимирова и ансамбль Mobi-J. У нас есть договоренность, что каждый раз музыканты будут играть обновленную программу. На каждый четвертый концерт мы планируем приглашать, условно говоря, звезду. Не думаем, конечно, о тех, чьи гонорары составляют десятки тысяч долларов, но с некоторыми достойными исполнителями ведем переговоры. Сейчас даже в России есть множество интересных музыкантов: собирая информацию, я обнаружил десятки неизвестных мне, но принятых критиками имен.

- Джазовые музыканты - дорогое удовольствие?

- Если сравнивать с поп-музыкантами, гонорары которых могут превышать 30 тыс. долларов, джаз - вещь крайне дешевая. Гонорар екатеринбургского коллектива составляет от 25 тыс. рублей за концерт, приглашенной звезды - несколько тысяч долларов. В любом случае расходы возникают, и проблема бюджета для энтузиастов-организаторов все равно существует. Вряд ли сейчас найдутся люди, которые готовы оплачивать концерт из своего кармана. Если вы хотите заработать и сделать бизнес, то, разумеется, не джазом нужно заниматься. Но я считаю, что если есть вещи, которые стоит сделать, их нужно сделать. Вообще я попытался так для себя сформулировать, почему для нас важен этот клуб: я думаю, в современной клубной музыкальной культуре не хватает интеллектуальности. Хотелось бы слышать музыку, которая не только «вставляет», но заставляет шевелить мозгами. Несмотря на все кризисы, общность людей, которые хотят и готовы думать, никуда не исчезла. Ими такой проект должен быть востребован.

- Готов ли бизнес спонсировать джазовые концерты?

- Ряд компаний думает об этом, но это не международный фестиваль, здесь нет больших денег. А у организаторов нет задачи заработать. Привлечь спонсорские средства мы надеемся пока только под гастрольные концерты зарубежных исполнителей.

- Почему клуб открывается именно сейчас? Еще год назад у всех были деньги, теперь финансовая ситуация довольно тяжелая.

- Я ношусь с этой идеей очень давно. Понял, что в Екатеринбурге нужен джаз-клуб, когда посмотрел фильм «Клуб Коттон» с Ричардом Гиром. Насколько я знаю, многие люди, которые организовывали джаз-клубы в России, ориентировались на этот источник... Мне кажется, если есть мечта и появляются возможности для ее реализации, нужно эту мечту воплощать в жизнь. А что касается кризиса, то я не думаю, что он остановит бизнес-активность, а главное - жизненную активность людей. Для меня кризис - это возможность какие-то вещи пересмотреть, подумать. Бизнес идет своим чередом: работы стало больше, денег меньше, но ничего не останавливается. И я думаю, именно сейчас люди не будут отказываться от вещей, составляющих часть их мироощущения.

Я всегда слушал джаз, а в последние месяцы слушаю очень активно: период такой. Вспомните: джаз набирал популярность в Америке в период Великой депрессии.


Материалы по теме

Возвращение*

Всей семьей за драконами

Невыносимая сложность бытия

Ушла в народ

Как нам заработать на культуре

Музей третьего тысячелетия