Трезвый взгляд на пьяную жизнь

Трезвый взгляд на пьяную жизнь

Трезвый взгляд на пьяную жизньВ Екатеринбурге проходит выставка о взаимоотношениях алкоголя и художника, алкоголя и гражданина, алкоголя и государства.

Когда я услышала о теме выставки, организующейся в большом экспозиционном зале Екатеринбургского музея изобразительных искусств, память тут же предложила набор картин, которые могли быть на ней представлены. У каждого художника, исключений не знаю, нашлось бы что показать: «Modus bibendi». Организаторы, а это отдел современного искусства музея, поиграли словами и в известной латинской фразе «modus vivendi» (образ жизни) заменили глагол «жить» на глагол «пить». И предложили взглянуть с иронией или серьезно (кто как) на то, что считается неотъемлемой частью нашего менталитета — «питие по-русски». Художники вдохновились необычайно. И не только они. В экспозиции представлена история бутылки, многообразие ее старинных и современных форм; коллекция этикеток; агитационные плакаты «Победим зеленого змия», предоставленные библиотекой имени Белинского. Государство постоянно вмешивалось в отношения человека и алкоголя; то открывало питейные заведения «под гербом», а то начинало кампанию за «сухость» нации. И до сих пор спорят, возможно ли культурное питие. Не спорьте. Приходите на выставку: культура и питие на ней объединены естественно и гармонично.

Форма бутылки близка изгибу человеческого тела. Бывают бутылки-мужчины и бутылки-женщины, они составляют любовные парочки, как на картине Марины Ражевой. Бутылка — распространенный элемент натюрморта, иногда единственный (минималистские работы Сергея Лаушкина). Владимир Ганзин подошел к вопросу философски и написал «Уступить пустоте». Борис Хохонов, создавший стиль петро-арт (камень в картине), увидел переливчатость замершего в бокале вина в структуре агата. Рюмка и бутылка бесконечно обыграны в живописи, графике и даже в технике эмали Бориса Клочкова.

Но картины не были созданы для алкогольной экспозиции специально, а вот инсталляции родились «под тему». Евгений Арбенев установил напольный народный календарь: первое число месяца он предлагает скрасить пивом, и так далее, на каждый день. Антон Таксис представил компьютерную картинку, где пиксель равен водочной печати. Зритель мужского пола прямо-таки приклеился к стенду, собравшему пивные пробки: 21х17, не повторяются.

«Modus bibendi» воспринимается очень эмоционально и оценочно, художественный мир разделился на две неравные части. Большинство — «за» использование алкоголя в качестве музы, объекта изображения и просто внутрь. Из беседы с Юрием Филоненко о роли вина в жизни художника, — она больше, чем роль женщины. Сергей Лаушкин, создавший замечательную по простоте и смыслу работу — подвешенная на нитке, как бы парящая в воздухе
пробка от шампанского под концептуальным названием «В вечно приподнятом настроении» — произнес вдохновенно: «Вино — это кровь земли и течет в наших жилах, его ничем и даже никем не заменить». Но была и другая позиция. Анна Селенских по-женски жестко заявила «Пиву — нет»: так называется и ее произведение. Герман Метелев изобразил русский «Великий потоп», где нация погибает под водочным напором. Яснее всех высказался Петр Малков, выложивший посередине зала могильный крест из водочных и пивных бутылок — «Русское проклятие».

В общем, быть или пить, каждый выбирает сам. Но то, что вино — равноправная муза, наряду с женщиной и природой, подтверждается очень разнообразной, яркой экспозицией, попавшей в самую сердцевину художнического и зрительского интереса

Материалы по теме

Возвращение*

Всей семьей за драконами

Невыносимая сложность бытия

Ушла в народ

Как нам заработать на культуре

Музей третьего тысячелетия