Лента Мебиуса

Лента Мебиуса
«Карнавал» — о вечных перевоплощениях, масках, о скоротечности существования

«Карнавал» — о вечных перевоплощениях, масках, о скоротечности существования

В
 столице Урала одномоментно проходит около 30 выставок; треть из них в залах «большого» музея — Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Пройдя разнообразными экспозиционными маршрутами, я в очередной раз убедилась в преимуществах классического музея. Обладая просторными выставочными площадями, он показывает много — и разного. Имея в штате экспозиционеров высокого профессионального уровня, он гарантирует качество. Его стены привлекательны для разных художественных и околохудожественных кругов: андеграунд соседствует с реализмом, высокие технологии — с традиционной станковой живописью. В песнь во славу музея включу и минорную тему: работаетто хорошо — рекламируется слабо. Такой бы творческой насыщенности — да добротную раскрутку, цена деятельности возросла бы в прямом и переносном смысле.

Вечный карнавал

Мартовский обзор арт-фактов из жизни музея изобразительных искусств начну с «Карнавала». О картинах нередко говорят: «Их нужно разгадывать, смотреть часами и открывать все новое и новое». Часто это комплементарное преувеличение. Однако применительно к новым работам тандема Михаил Брусиловский и Анатолий Калашников такой подход полностью оправдан. Выставка состоит всего из пяти картин, зато каких! Крупных, ярких и бесконечных. Из-за того, что в нашей огромной стране у большинства населения маленькие жилища, крупноформатные репрезентативные картины, которые эстетически организуют пространство, утратили позиции. Знаменитые художники решили традицию оживить. Любая из пяти впервые представленных публике работ способна не просто украсить интерьер, но и придать ему смысл и индивидуальность.

«Карнавал» — о времени. На полотне венецианского содержания (мост Риальто и Грандканал) собралось множество персонажей из разных эпох и культур, от Возрождения до XX века. По словам художника Виталия Воловича, они «на фоне вечной архитектуры выражают лишь странность человеческой жизни, ее краткость и временность». Но в целом картина оставляет ощущение непрерывного потока жизни и ее бесконечной красоты.

Высокие технологии

«Карнавал» — для удовольствия, «Искусство высоких технологий» — для дела. Выставка-конкурс, название которой отражает ее цель и суть, проведена в актуальном сегодня содружестве представителей делового и художественного миров. Научно-производственная фирма «ДатаКрат-Е» (автоматизация магазинов: внедрение штрихкодов, систем безопасности, климатических систем и так далее), отмечая 15летний юбилей, решила сделать городу подарок: поставить монумент, в котором сочетались бы высокие технологии как признак времени и образ как знак вечности. По этому поводу был объявлен конкурс. Скульпторы откликнулись энергично. Модели, макеты, фотомонтажи их пока воображаемых произведений заполнили несколько залов.

Никаких ограничений, сказали организаторы. Однако самые неприступные стены, как известно, внутри нас. Высокие технологии оказались не очень близки художникам. Большинство предложений оставались традиционными по содержанию, по форме, по материалам. Не случайно призерами стали те работы, что содержали некие научнотехнические элементы. Победила «Лента бесконечности», скульптура должна быть установлена к празднованию очередного Дня города. В числе лидеров и композиция «Европа-Азия», в основе которой та же лента Мебиуса, символизирующая безостановочность движения, прогресса и коммуникаций, в том числе и межконтинентальных.

О чем пришлось сожалеть, посетив выставку, так это о том, что вредный уральский климат сужает сезон фонтанов. На конкурс их представлено множество, причем весьма самобытных: «Времена года», «Преодоление» и другие. Вот, например, «Взаимоотношения»: четыре головы соединены водными струями, которые вытекают изо рта и втекают в уши… Масса  разнообразных ассоциаций.

В конкурсную комиссию вошли в основном деятели бизнеса, не искусства. Гарантией того, что городу не придется лицезреть нечто не очень художественное, стало участие в комиссии заместителя начальника управления архитектуры екатеринбургской администрации Сергея Луканина. Гарантией того, что монумент будет выполнен качественно, — участие в проведении конкурса фирмы «Екатеринбургские художественные мастерские» (директор Александр Кривушин), которая курировала создание скульптурной аллеи в пешеходной зоне в центре города.

Однажды 20 лет спустя

Музей по определению не только хранилище древностей, но и средоточие современных явлений. Например, таких как соединение разных видов искусства. Для презентации спецномера журнала «Урал» его главный редактор театральный режиссер Николай Коляда избрал именно музей. Не случайно: здесь продолжается выставка андеграунда. А апрельский номер «Урала» как раз посвящен 20летию культовой выставки на Сурикова, 31 и зарождению в Екатеринбурге нового — изобразительного искусства, литературы, драматургии, данстеатра, рок-клубов. Артистическое действо (выступления, воспоминания, чтение стихов, концертная программа) собрало известных сегодня литераторов, таких как Аркадий Застырец, Александр Верников, Андрей Санников, а проходило оно на фоне работ когда-то деятелей альтернативного движения «Сурикова, 31», а сегодня известных художников — Бориса Хохонова, Михаила Ильина и многих других.

Материалы по теме

Возвращение*

Всей семьей за драконами

Невыносимая сложность бытия

Ушла в народ

Как нам заработать на культуре

Музей третьего тысячелетия