Уральский акцент документального театра
Спектакль «Борьба молдаван за картонную коробку»: досуг гастарбайтеров Фото: Андрей Порубов |
Вербатим зародился с Англии в середине 90х годов на волне течения new writing. Первые пьесы ставились в британском театре «Ройал Корт». Именно представители этого театра в 2000 году привезли вербатим в Москву.
В феврале 2002 года драматург Михаил Угаров создал «Театр.doc», ставший культовой точкой художественной Москвы. Круг вербатимдвижения расширяется: теперь это в большинстве своем молодые (до 30 лет) драматурги, актеры и режиссеры, объединенные вокруг фестиваля драматургии «Любимовка», «Театра.doc» и Московского центра драматургии и режиссуры.
Вербатим привлекателен прежде всего как альтернатива омертвевшим формам репертуарного театра. Основная идея — показать драматические истории, которые в силу формата или по причине провокативности материала не могут идти на других сценах. В качестве прототипов мобильных сценариев (альтернативы традиционной пьесе) авторы часто выбирают представителей социально нестандартных групп, маргиналов всех мастей: обнищавших шахтеров, бомжей, заключенных, инвалидов войны, наркоманов, проституток. Однако такие спектакли сильны не социальной, а нравственной интонацией: сквозь напластования бытовых реалий, мат, оговорки и неправильности речи проступают боль, страдания и радости, присущие любому персонажу житейской сцены вне зависимости от степени его социального благополучия.
Александр Архипов, драматург, художественный руководитель проекта «Тeatr.doc в Екатеринбурге»: «Наш проект не есть просто калька с московского. Мы начали с известных московских текстов и спектаклей — “Вилы” и “Борьба молдаван за картонную коробку”. Но в процессе работы во многом их разрушили, добавили “уральский акцент”. Лично я от текста “Борьбы” не оставил ничего с ведома автора. Это здорово, когда актеры на репетициях рассказывают собственные истории, которые органично вплетаются в текст».
Продолжением проекта, по словам Александра, может стать постановка про уральских журналистов. Вдохновляет екатеринбургского драматурга пример москвичей: «Есть спектакль “Большая жрачка” — ребята, которые его создали, сначала писали сценарии для “Окон” Нагиева, а потом всю эту грязь, знания о том, как все это делается, вылили в спектакль. Получилась замечательная постановка».