Не исполнил
Иполнительный директор Пермского театра оперы и балета им. Чайковского Анатолий Пичкалёв уходит с поста. В конце марта у Пичкалёва заканчивается контракт с министерством культуры Пермского края, продлять который он не намерен. Вероятная причина ухода — противоречия с художественным руководителем театра Теодором Курентзисом.Анатолий Пичкалёв — заслуженный работник культуры РФ, председатель пермского отделения Союза театральных деятелей России (с марта 2011 года). В 80-е — 90-е годы работал на административных должностях в пермских театрах, филармонии, цирке. С 2003 года трудился в структурах компании ЛУКойл. Летом 2010 года вновь был приглашен в Театр оперы и балета: тогда художественный коллектив призвал опытного менеджера для реализации долгожданного проекта реконструкции театра (см. «Новый старый директор», «Э-У» № 33 от 23.08.2010).
Работа над реконструкцией началась весной 2010 года: английское архитектурное бюро David Chipperfield Architects разработало первый проект, который планировали воплотить до конца 2013 года, затратив на строительство около 7,4 млрд рублей. Ядро реконструкции составили ремонт исторического здания и строительство нового зала на 1,1 тыс. мест (действующий «исторический» вмещает 709 человек). Запланировали также новые технические, репетиционные помещения и гримерки, которых сегодня катастрофически не хватает, и даже подземную автостоянку. Намеченное не было реализовано: в начале 2013 года губернатор Виктор Басаргин предложил сократить смету. В бюро проект переработали: расходы ужали до 5,1 миллиарда (в основном за счет отказа от двух подземных этажей), сохранив при этом основные параметры замысла. Новый вариант реконструкции одобрил коллектив театра, а в конце ноября 2013 года — и градостроительный совет при губернаторе. На реализацию планов отводится грядущая пятилетка (см. «Кому мороженое, кому цветы» , «Э-У» № 49 от 09.12.2013).
Теодор Курентзис был приглашен художественным руководителем в Пермский театр в начале 2011 года, до этого он работал на той же позиции в Новосибирском оперном (см. «Случай Курентзиса» , «Э-У» № 13 от 04.04.2011). Источником разногласий худрука с исполнительным директором, судя по всему, послужили разные воззрения на модель развития театра. Курентзис — приверженец stagione (итал. «сезон»), системы функционирования театра, распространенной в Америке и во многих странах Европы: вместо большого количества спектаклей, сменяющих друг друга каждый день и играемых годами, стаджионе предполагает тщательный постановочный процесс и прокат одного спектакля до тех пор, пока он востребован публикой. По мнению Анатолия Пичкалёва, театр «бродвейского» типа в Перми не приживается, городу необходим качественный классический русский репертуарный. По вопросам реконструкции у Пичкалёва и Курентзиса, как говорят в пресс-службе Пермского оперного, крупных разногласий не возникало: очевидно, двух мнений тут быть не могло — скорей бы она случилась.
В результате конфликта в театре фактически сложилось двуначалие. С одной стороны, приниматься за финальную стадию долгожданной реконструкции с такой неэффективной моделью управления — не лучший вариант. С другой — терять грамотного менеджера, когда предстоит работать в ситуации сложного и дорогостоящего строительства, — попросту опасно (говорят, министр культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края Игорь Гладнев был категорически против ухода Пичкалёва).
Сейчас театр, губернатор Басаргин и министерство культуры Пермского края ведут консультации с кандидатами на должность нового исполнительного директора. Имена претендентов не раскрываются, слухи ходят самые разнообразные. Новое место работы Анатолий Пичкалёв тоже пока не называет, однако уверяет общественность, что на пенсию (ему как раз шестьдесят) точно не собирается.