Великий сказочник
Во второй половине марта выйдет полная телевизионная версия фильма «Андерсен. Жизнь без любви». А накануне в Екатеринбурге побывалДобрый герой нашего времени
— Эльдар Александрович, откуда появилась сама идея фильма об Андерсене?
— Тут есть
Мы написали заявку на съемки фильма, но ее пришлось положить в стол. Потому что в сценарии затрагивается еврейская тема, и мы понимали, что в нашей стране, откуда шла массовая эмиграция еврейства, эта тема никогда не пройдет. А без этого эпизода, который для меня очень важен, делать картину не хотелось.
Мне кажется, эта тема сейчас очень актуальна. Я имею в виду не столько евреев, сколько вообще ксенофобию и ненависть к инородцам. Поэтому рассказать о благородстве, о том, что нужно доверять людям, которые говорят на другом языке, у которых другой цвет кожи и другой разрез глаз, для меня было очень важно.
— Где происходили съемки фильма?
Эльдар Рязанов |
Пришлось отказаться и снимать у нас. Стали снимать в районе СанктПетербурга — то же море, тот же климат. Похожие дворцы. Царские нам не подошли, поскольку размеры другие. А вот графские типа Шереметьева или Юсупова мы снимали: выдавали их за королевские. Ну а лачуги построить было не так сложно. Возникла проблема, где взять гимназию, в которой учился Андерсен, ведь она была привилегированной. Мы сняли ее в Царскосельском лицее, в классе Пушкина.
Подчеркну, фильм — не биографический, из серии жизнь замечательных людей. Эта картина во многом фантазия, хотя все герои этой ленты в действительности существовали, окружали и влияли на жизнь Андерсена. Они здесь все под своими фамилиями. И король, и благодетели Андерсена, и его друзья, и женщины. Кроме того, многие эпизоды фильма имели место быть в действительности. Например, когда
— Расскажите об исполнителе роли молодого Андерсена.
— Здесь два актера, которые играют как Андерсена, так и героев его сказок. Сначала мы нашли взрослого Андерсена, это петербургский артист Сергей Мигицко. Стали узнавать, нет ли у него сына. Оказалось, что сына нет, есть дочь. Нет ли младшего брата? Тоже нет. Он сказал: я снимался с одним артистом, который очень на меня похож. И когда он, молодой актер Станислав Рядинский, появился, мы поняли: все, что касается внешности, в порядке. Но дальше, когда начали работать, выяснилось, что Стас очень одаренный артист. Я пророчу ему большое будущее. Он чрезвычайно пластичен. В фильме он сам исполнил танец, который для нас поставил великий танцор и балетмейстер Владимир Васильев. А что Стас делает со своими руками! Я даже не могу объяснить, как у него все это происходит.
— Действительно ли Андерсен был чувствительным человеком? Откуда столько слез?
— В фильме он все время плачет, и это правда. Андерсен был совершенно нетипичным датчанином. Датчане хладнокровны, спокойны, взвешены. А этот был истерик. Поэтому с точки зрения датского менталитета он очень странная персона: может, его бабушку
А там — нормально.
— Стоит ли смотреть ваш фильм детям? Не разочарует ли их образ писателя — создателя романтичных сказок?
— Мне кажется, детей не надо недооценивать. Они взрослеют очень рано и довольно жестоки. Я совершенно не боюсь, если дети посмотрят этот фильм, даже сцену в публичном доме. Я вчера в гостинице включил телевизор и впервые увидел Comedy Club, там просто порнуху показывают. Это вас не смущает? А моя картина невинна, я в этом абсолютно убежден.
— Образ Христа в фильме, несомненно, удался.
— В сценарии он написан как Человек с добрым лицом. Он пациент смирительного дома и считает себя богом. Так ли это на самом деле, понимайте как хотите, в меру своей набожности. Для этого персонажа я выбрал самого прекрасного исполнителя — это Вячеслав Тихонов. Я когда к нему обратился, он спросил, не будет ли это насмешкой? Конечно, нет. Тихонов сейчас уже нигде не снимается.
Я послал ему сценарий. А там все дела решает дочка: она сценарий прочитала и сказала отцу — в этом фильме сниматься ты будешь. А в первый съемочный день (мы снимали в Кронштадте) дочка подарила ему двух внуков.
— Какое место в вашем творчестве занимает любовь?
— Да что я, сумасшедший? Конечно, нет! Я очень люблю женщин. И совершенно не люблю в этом смысле мужчин.
Деньги вперед
— Правда, что это последняя ваша работа?
— Я вообще врун и настоящий клятвопреступник. Когда я делал эту картину, то сказал, что больше снимать не буду, но слова не сдержал. Потом клялся в этом же во время работы над фильмом «Карнавальная ночь 2». То есть верить мне нельзя. Но могу сказать как на духу, я возьмусь за съемки хорошего сценария только в том случае, если к нему будут даны деньги. Ходить по кабинетам и клянчить на фильм я больше не буду. Все фильмы за последние 15 лет сняты в процессе невероятно мучительной, постыдной ходьбы по кабинетам. (Фильм «Андерсен. Жизнь без любви» создан при финансовой поддержке Газпрома. — Ред.) В прошлом году я поиздержался, потому что сделал две картины подряд.
— Теперь ждем от вас фильм о сказочнике Бажове. Не слабо?
— Что ж, дело хорошее.
— Согласились бы вы снимать фильм на Свердловской киностудии, если появится интересный сценарий?
— С удовольствием. Киностудия замечательная, там сильный творческий коллектив.
— Связана ли ваша жизнь с Екатеринбургом?
— Еще бы! Моя жена Эмма Абайдуллина родом отсюда и прожила здесь большую часть своей жизни. Она мой друг, редактор, художественный руководитель. Это человек, который не дает мне есть, чтобы я хорошо выглядел и был здоров, который руководит нашим клубом «Эльдар» в Москве. Клуб — городская собственность. Последние два года я там работаю только вывеской: занят фильмами. Все тянет на себе моя жена.
А на окраине Нижнего Тагила, в поселке Красный Камень, я жил в эвакуации. Помню, рядом был концлагерь.
— Почему во многих своих картинах вы появляетесь в эпизодической роли?
— Злоупотребляю служебным положением. Когда художник пишет большую картину, он иногда сбоку рисует свою рожу. Это своего рода автограф.
— За что вы так любите своих зрителей? Что мы вам такого хорошего сделали?
— Я вас люблю, потому что я такой же. Я делаю свои картины для себя. В том смысле, что я как зритель хотел бы увидеть такой фильм, который я снимаю.
В 50 — 60 — 70х годах это мое мнение и желание совпадало с мнением огромного количества населения. Наверное, 80% граждан Советского Союза разделяли мои сюжетные и музыкальные вкусы. Сейчас таких людей стало меньше, потому что я остался неизменным, а народ немножко меняется. Появляется много людей, зомбированных нашим телевидением и американским кино.