С расчетом на завтра
Владимир Якушев |
В интервью одному из федеральных СМИ полпред президента РФ в УрФО Николай Винниченко заявил, что у него нет вопросов к губернатору только одной из подведомственных ему территорий - главе Тюменской области Владимиру Якушеву. В отличие от соседей по федерации этому региону удается в период кризиса если не сохранять экономические показатели прошлого года, то по крайней мере не давать им существенно ухудшаться. Каким образом, Владимир Якушев рассказывает «Э-У».
- Владимир Владимирович, большинство регионов разработало программы борьбы с безработицей, которые отчасти будут финансироваться из федерального бюджета. Что дает этот документ? Это панацея для рынка труда?
- Если у кого-то создается впечатление, что мы изобрели пилюлю, которая хороша на все случаи жизни, это не так. Программа - не догма. Когда мы формировали перечень временных общественных работ, был декабрь, рынок труда представлялся другим, проблемы, которые на нем могут возникать, виделись иначе. Понятно, что в 2009 году рынок труда будет подвижен и непредсказуем, поэтому в программу будут вноситься изменения. Причем финансирование останется таким, какое есть, а внутреннее наполнение (временные рабочие места, общественные работы, подготовка и переподготовка) может меняться. Нам еще раз нужно проанализировать: те ли виды работ мы предусмотрели, те ли объемы денежных средств на переподготовку заложили. Это один из основных вопросов, которыми должна заниматься и региональная, и муниципальная власть.
Рабочий настрой
- Когда вы поняли, что нужно принимать меры?
- Мы начали внедрять подготовительные программы с ноября, когда стало ясно, что увеличения безработицы не избежать. Мы пересмотрели методы работы центров занятости: до этого они действовали в условиях экономического роста, на протяжении восьми лет безработица сокращалась. Потратили немало времени на отстройку взаимодействия между центрами занятости и муниципалитетами. Глава муниципалитета и руководитель центра занятости должны совместными усилиями решать одну задачу. На столе у глав - алгоритм трудоустройства безработного: человек приходит в центр занятости, где ему предлагают выбрать место работы из предложенных вакансий, пойти на переобучение или получать пособие.
Мой рабочий день начинается с мониторинга данных: смотрю, какие предприятия принесли заявки на предстоящие сокращения, где какие «всплески» произошли. То же делают и руководители территорий. В этом залог результативности программы. Перепоручение вопросов не всегда рационально: если это задача № 1, то и заниматься ее решением должен первый руководитель.
- Можно ли говорить, что какая-либо территория юга Тюменской области пострадала от последствий кризиса, в том числе безработицы, в большей степени? - Ситуация везде примерно одинакова. Правда, Тюмень, где сконцентрировано множество предприятий, требует особого внимания. Но нельзя сказать, что там хуже, чем в Тобольске, например. Положение, в том числе на рынке труда, зависит от того, насколько муниципальные власти могут самоорганизоваться, решить поставленные перед ними задачи. Я считаю, что инструменты, которые есть у власти, позволяют сдерживать рост безработицы. При этом мы понимаем, что экономика юга Тюменской области более диверсифицирована, чем в некоторых соседних регионах, а значит, менее подвержена кризисным явлениям.
Дело рук самих утопающих
- Это подтверждают и данные Росстата за первые месяцы 2009 года. Падение экономики имеет место, но оно незначительно по сравнению с соседними регионами. Такое впечатление, что на вас кризис практически не повлиял...
- У нас нет крупных предприятий тех отраслей, которые больше всего страдают от кризиса, максимально ориентированы на экспорт. В кризисной ситуации нужно работать на опережение. Прогнозы - занятие неблагодарное, но даже в сложных условиях кризиса надо предвидеть, как ситуация будет развиваться. Еще четыре месяца назад было понятно, что экономика начнет падать. Ждать было нечего, нужно было предпринимать меры. Ясно, что в марте или апреле ситуация не повернет в обратную сторону. Нереально надеяться, что нашу нефть начнут покупать по высокой цене: чудес на свете не бывает. Эффективное администрирование и управление важны в любых условиях, тем более в кризис.
Исторически Тюмень завязана на нефтяные и газовые компании, особенно машиностроительная отрасль. Но в последние годы мы развивали и другие направления, технически перевооружались, поднимали агропромышленный комплекс, растили малый бизнес. Говорят, что в период кризиса хорошо иметь тысячу маленьких «плотиков», которые помогут экономике маневрировать. Хотя это выражение относится к малому бизнесу, я думаю, так можно сказать и о развитии экономики в целом.
- Какая из отраслей нуждается в поддержке, может, назовете предприятия...
- Никто не нуждается, не надо никому помогать. Новых механизмов поддержки реального сектора мы не придумывали.
В кризис каждый должен работать в том режиме, в каком работал и раньше. По-прежнему действует компенсация части процентной ставки по привлеченным кредитам и лизинговым платежам, нефтяным и газовым компаниям возмещается 8% от стоимости оборудования, заказанного на тюменских предприятиях. Работают и другие формы господдержки. Несмотря на сокращение бюджета, мы даже увеличили объем поддержки реального сектора, почти полностью сохранили господдержку АПК.
Считаю, что механизмы, которые доказали жизнеспособность, следует оставлять. Нужно опираться на уже наработанный опыт. Предприятия, которые честно вели свой бизнес, выживут.
- Вы сказали, что сократился бюджет на 2009 год. За счет каких статей он был оптимизирован, сохранились ли объемы финансирования социалки?
- Бюджет области сократился на 40%. Мы сохранили расходы на публичные обязательства, ужали инвестиционную составляющую (эта часть сразу подвергается секвестированию). Зарплату бюджетникам платим в срок, текущие расходы финансируем, в обычном режиме работают больницы и школы, другие социальные учреждения. Все как обычно.
Три года без инвестиций
- А как будет корректироваться концепция развития региона? Она основана в том числе и на привлечении инвесторов...
- Мы понимаем, что никто из инвесторов в период кризиса вкладываться не будет, а значит, в ближайшее время у нас уменьшатся инвестиционные возможности. Этот процесс останавливается везде, и мы внесли определенные коррективы в планы 2009 года. Полагаю, что инвестпроцессы замерзнут года на три.
- Возможна ли новая программа инвестпривлекательности?
- Вы всё хотите услышать от меня какие-то рецепты. Их не существует. Как в период кризиса можно создать какую-либо инвестиционную привлекательность? Представьте, вы - инвестор, обладаете неким финансовым ресурсом. Вы приехали в Россию, хотите вложить деньги и знаете, что федеральный бюджет будет с 8-процентным дефицитом, видите растущую безработицу... Вы будете вкладывать деньги?
- Если предложите привлекательные условия...
- Кто вам сегодня сделает такое предложение? Для инвестора это налоговые льготы, которые я дать не смогу, потому что у меня и так бюджетный дефицит. Или я должен предоставить какую-нибудь площадку с подведенными коммуникациями. Но это тоже инвествложения из бюджета, что сейчас нереально. Я могу предложить вам компенсировать процентную ставку по кредитам, которые вы возьмете для реализации инвестпроекта. И это все.
- То есть придется ждать три года?
- Конечно, надо ждать. Хотя существуют инвесторы, которые рассуждают по-другому: сейчас кризис, а у нас есть деньги. Если мы их вложим в проект, то в период подъема экономики «выстрелим». Есть, например, такой проект: компания ИКЕА в городе Ишиме подобрала площадку для строительства фабрики по переработке леса. Она не отказывается от инвестиций. Мы договаривались, что на период строительства компания получит налоговые льготы. Когда построится, тогда и будет платить налоги по полной программе. Условия остались прежними, ИКЕА они устраивают.
Око за око
- Как вы оцениваете ситуацию в малом бизнесе? Может ли он сегодня стать спасательным кругом для экономики региона?
- Ситуация непростая. Подходы те же - мы сохранили господдержку. У нас есть все моральные и экономические рычаги воздействия на бизнес. Принцип простой: вы сохраняете рабочие места, мы - господдержку, вы сокращаете - мы тоже. Мы прекрасно друг друга понимаем.
Сегодня предприниматели делают все, чтобы оставить рабочие места. Хотя проблем хватает. К примеру, общепит, где 100% составляет малый бизнес, испытывает серьезные затруднения. Рестораны класса премиум вынуждены приспосабливаться и переходить в более дешевый сектор. Крупные арендодатели увеличили было арендную плату предприятиям торговли. Но быстро сообразили, что в один момент могут убить всю розницу и саму возможность получать с кого-либо арендную плату. В итоге все вернулось на круги своя.
Надо привыкать жить с другой нормой прибыли. О 200 - 300% пора забыть. Сегодня предприниматели должны радоваться, получая 10 -15%, как на Западе.
У нас работает фонд поддержки малого предпринимательства, созданы гарантийный и венчурный фонды. Есть соглашение со Сбербанком: если мы даем гарантию на миллион рублей, этот банк может ссудить предприятию два миллиона. Малые предприниматели уже получили 50 таких кредитов. Все эти механизмы мы применяем, но выставили более жесткие условия господдержки, и главное из них - рабочие места.
- Вряд ли в этом году удастся удержать объемы жилищного строительства. Как быть с недостроенными объектами?
- В 2008 году в области построено больше миллиона квадратных метров жилья, понятно, что в 2009-м таких объемов мы не достигнем. Хотя еще миллион квадратов находится в разной степени готовности. Это жилье необходимо достроить, в том числе под государственные и муниципальные программы. Двухгодичный период строительства, выделения земли, подведения сетей, оформления документов нельзя прерывать. Иначе в 2010 году может случиться провал.
Все силы сегодня брошены на то, чтобы достроить начатое. У компаний разные ситуации: кто-то продолжает строить за счет собственных средств, у кого-то есть кредитные линии, кто-то ищет инвестиции. А кто-то остановился, просит господдержки, пытается найти другие механизмы. Правительство области предложило вариант дальнейшей достройки на средства Агентства по ипотечному и жилищному кредитованию (АИЖК): мы ведем речь о домах высокой степени готовности (более 70%) при условии оформления всей разрешительной документации. Агентству передают все права инвестора, оно достраивает этот дом, дольщики получают свои квартиры. Квартиры, достроенные с помощью АИЖК, переходят в его собственность. Компании, которые действительно хотят достроить объект и решить проблему с дольщиками, соглашаются на эту схему. У нас уже есть 13 заявок. Это совершенно новый антикризисный механизм.