Сравнение имен

Сравнение имен

В соседних залах Екатеринбургского музея изобразительных искусств расположилось русское искусство XIX века и европейское — XX векаХудожественный 2007 год начался в Екатеринбурге с крупных имен, иначе говоря — брендов, как русских, так и иностранных.

Иван Шишкин

был одним из самых известных художников своего времени — не всем выпадает слава при жизни. Пейзаж как жанр хоть и не родился в России, но именно у нас стал и остается самым популярным у зрителей. Поднадоевшая «сказка» об особенностях русской души оживает при рассматривании русских пейзажей: они ни с чем не сравнимы.

Знаменитый «лесной» художник учился в Германии, и его первые картины вполне европейские — красивые, салонные, как бы замершие (они присутствуют в экспозиции). И только в России его лес «задышал». Художник работал преимущественно одним цветом, зеленым, но в нем находил бесконечное множество оттенков. Вот только, как известно, ни людей, ни зверей он рисовать не любил и не очень умел, поэтому мишек на полотне «Утро в сосновом лесу» (на выставке в Екатеринбурге показан эскиз) по его просьбе написал друг — другой известный художник-передвижник Константин Савицкий.

Экспозиция в Екатеринбургском музее изобразительных искусств называется «Шишкин и его окружение». Окружение достойное: Левитан, Куинджи, Саврасов, Айвазовский. Откуда картины? Из фондов, вестимо. Наш музей обладает достаточно богатой коллекцией русской классики. Основа ее заложена еще в эпоху всеобщего распределения, когда крупные музеи получали «из центра» примерно в равных количествах полотна отечественного и зарубежного производства, правда, не базовые и нередко в варианте эскизов. Кроме того, ЕМИИ самостоятельно пополнял ее, делая приобретения у частных коллекционеров и с радостью принимая дары. Поэтому сегодня музей может формировать цельные, емкие тематические экспозиции, основанные на брендовых именах. Но екатеринбургский музей давно дружит и со столичными: Эрмитаж, Русский музей, Музей имени Пушкина практически ежегодно участвуют в уральских проектах. Выставка «Шишкин и его окружение» продлится до 20 марта.

Марк Шагал

изображал влюбленных даже в автопортрете. А еще есть летающие влюбленные — работа «Небо влюбленных», представленная на экспозиции в Екатеринбурге. Единица измерения искусства для Шагала — любовь. Пабло Пикассо строг и сдержан в поздних графических произведениях. А Сальвадор Дали неизменно фантастичен, при этом предельно реален. Он создал собственные «сны разума»: «Тавромахию» по мотивам произведений Гойи, «Мифологию», серию «Хиппи». Эти представители разных стилевых направлений объединены «должностью»: они — главные художники XX века. Когда выставка формировалась сотрудниками Государственного музея изобразительного искусства имени Пушкина, присутствовало желание представить на ней именно главное. Удалось, хотя, опять же, речь не идет о самых  знаковых работах мастеров. Все они прославились прежде всего живописью, мы же видим графику: гравюры, литографию, офорты. Но художники узнаваемы в своей графике.

Графический жанр — сложный и даже изысканный. Живописцы нередко приходят к нему в зрелом возрасте, а зрители — имея определенный багаж, жизненный и художественный. Все привезенные на Урал работы написаны во второй половине прошлого столетия (самая ранняя относится к 1954 году, последняя — к 1974-му), то есть в поздние периоды их творчества. К нам приехали авторские оттиски, на каждом стоит собственноручная подпись автора. Вопроса о подлинности не возникает, в отличие от памятной летней выставки скульптур Сальвадора Дали (см. «По мотивам Сальватора Дали», «Э—У» № 32 от 04.09.06). Солидные музеи внимательно следят за путями, которыми к ним приходят художественные произведения. История картины способна повысить — либо понизить ее ценность.

Вопрос о подлинности возникает в ином, ментальном смысле. Какую «подлинность», какую реальность предпочитают художники? Два зала русской духовности сменяются в екатеринбургском музее двумя залами европейского воображения. Русские художники остановили мгновения реальной жизни природы, европейские — создали каждый свой виртуальный, но абсолютно достоверный мир. Впрочем, жесткие национальные разграничения сегодня некорректны. Шагал родился в России. Дали и Пикассо по происхождению испанцы. (Однако на всех троих претендует Франция, и имеет на то основания.) Представленные на выставке полотна Пикассо подарены им Илье Эренбургу. А в день открытия европейской выставки, 16 февраля, в другом здании ЕМИИ состоялась презентация выставки «20 лет уральского андеграунда»: она явила очевидное влияние и Дали, и Пикассо на наших местных художников. Все взаимосвязано в этом лучшем из миров.


Материалы по теме

Возвращение*

Всей семьей за драконами

Невыносимая сложность бытия

Ушла в народ

Как нам заработать на культуре

Музей третьего тысячелетия