24.10.2023

Уральские ученые назвали основные проблемы развития креативных индустрий в России

Уральские ученые назвали основные проблемы развития креативных индустрий в России

Улучшать необходимо законодательную, институциональную, финансовую и другие сферы

Отсутствие институтов, в том числе экспертных советов, на региональном и федеральном уровнях, отвечающих за развитие креативной сферы — одна из основных проблем управления развитием креативного сектора в России. Кроме того, немаловажным фактором являются недостаток финансирования креативных проектов (гранты, возвратные средства и другие формы финансовой поддержки) и отсутствие закрепленных на законодательном уровне механизмов поддержки креативной сферы. О проблемах, препятствующих развитию креативной сферы в стране, рассказала доцент кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления ИнЭУ УрФУ Валентина Дербенева, специалист проекта «Креативная реиндустриализация городов «второго эшелона» в условиях цифровой трансформации», сообщили в Школе экономики и менеджмента ИнЭУ УрФУ.

«Среди прочих значимых проблем, тормозящих развитие креативных индустрий в нашей стране, я бы отметила слаборазвитую инфраструктуру для креативного предпринимательства и формирования креативных кластеров в регионах. Кроме того, недостаточно развиты современные инструменты контрактации, заключения лицензионных договоров. Существует и кадровая проблема — не всегда соответствующий уровень образования, недостаток профессиональных компетенций, рассредоточенность специалистов в сфере креативных индустрий», — добавляет Валентина Дербенева.

Поддержка креативного сектора нужна на разных уровнях и в разных сферах, полагает эксперт. Это финансирование, инфоподдержка, консалтинг, образование, экспертиза, лоббирование, нетворкинг, инфраструктура и многое другое. Эту работу должны выполнять организации как на федеральном, так и на региональном уровнях.

«Мы выделили четыре направления, по которым работают организации, оказывающие влияние на развитие креативных индустрий. Это институты развития — специализированные государственные организации федерального, регионального и местного уровней, деятельность которых направлена на стимулирование развития креативных индустрий. К примеру, Фонд креативных технологий в Ульяновске, Центр креативных индустрий Новосибирской области, «Креспектива» в Калининграде. Второе направление — федеральные структуры — исполнительные органы государственной власти (министерства, советы), федеральные агентства, союзы, фонды, которые занимаются поддержкой и продвижением творческих сфер. Среди них — Минкультуры РФ, Росмолодежь, Роскультцентр, Минэкономразвития РФ, Российский фонд развития информационных технологий», — поясняет Валентина Дербенева.

Третье направление, которое отметила эксперт, — отраслевые и межотраслевые организации, оказывающие содействие в определенной профессиональной и творческой деятельности: АНО «Креативная экономика», Фонд поддержки креативных индустрий «Креативные практики», АНО «Центр развития кинопроизводства» (Пермь), «Идеи для музеев» (Санкт-Петербург) и другие. Свой вклад вносят и образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов в области креативных индустрий. Примеры — НИУ ВШЭ, Казанский инновационный университет, Школа креативных индустрий (Владивосток).

Механизмы поддержки развития креативных индустрий, которые выполняют эти организации, самые разные, добавляет экономист. От информирования до финансирования: юридические и финансовые консультации, проведение консалтинговых и обучающих программ, поддержка предпринимателей в защите прав и интеллектуальной собственности, налаживание диалога с государством, продюсирование креативных проектов, создание сообщества креативных предпринимателей (нетворкинг).

«У нас немало организаций и направлений работы, но еще предстоит много сделать, чтобы креативная сфера активно развивалась в регионах повсеместно. Грамотная институциональная, финансовая и инфраструктурная поддержка креативных индустрий, на наш взгляд, может сыграть ключевую роль в их дальнейшем развитии», — заключает Валентина Дербенева.

Фото: Freepik

 

 

Материалы по теме

Видео: Дмитрий Толмачев о новых технологиях и рисках в системе образования

«Оставаться безопаснее, чем возвращаться в Россию»

Прогноз по ценам 2020 года на товары народного потребления от профессора УрФУ

Иzoomительные времена

Прием 2020 года в вузы открыт. Что важно знать при подаче документов

Сделал ли коронавирус высшее образование более доступным