12.12.2016

Рецессия пройдена. Но быстрого и устойчивого роста экономики не будет

Независимые аналитики начинают публиковать уточненные сценарии развития экономики в следующем году.

Статистика за 10 месяцев этого года даёт основание  полагать, что период длительного экономического спада в России завершен. По официальным прогнозам монетарных ведомств, в 2017 году рост ВВП составит 0,6 — 1%, инфляция —  4,9%, курс рубля — 60-65 руб./долл.

— Наш прогноз роста ВВП составляет 1,5% на 2017 год, однако надежд на инвестиционный рост практически нет. ВВП за 10 месяцев 2016 года снизился на 0,7%. Инвестиции сократились на 9,9% в 1 квартале и на 4,3%  — во втором. Частное потребление снизилось на 4,3%  в 1 квартале и на 5,2% — во втором. Поддержку экономике оказывают восстановление запасов и сокращение импорта. Умеренное восстановление розничного кредитования (ожидаемое на уровне 6% в 2017 году) и сохраняющийся высокий рост номинальных зарплат (на 7% в 2017 году) должны создать условия для восстановления потребления: в итоге мы ожидаем, что частное потребление вырастет на 2% в будущем году. Однако маловероятно, что это приведет к более оптимистичным перспективам роста: импорт уже начал восстанавливаться в третьем квартале. И мы ожидаем, что он негативно повлияет на потенциальные темпы роста ВВП. Главное опасение заключается в том, что консолидация в нефтяном секторе (т.е. покупка Башнефти Роснефтью) сильно снизит инвестиционную активность в 2017 году, — говорит в последнем обзоре главный экономист центра макроэкономического анализа Альфа-Банка Наталия Орлова.

Наталия Орлова видит угрозу для экономики в нарастании бедности населения:

— Начиная с 2014 года население, проживающее за чертой бедности, выросло с 16 млн до 22 млн человек. Это новое явление для России, которая с начала 2000-х демонстрировала снижение уровня бедности. В этом кроется главная причина более медленного в сравнении с ожиданиями восстановления потребления в 2016 году. Мы ожидаем, что предвыборный период  временно остановит этот тренд и положит конец ухудшению потребительской активности. Однако этого недостаточно, чтобы развернуть тренд ухудшения уровня жизни в долгосрочной перспективе.

От банковского сектора экономист ожидает медленного роста:

 — Российские банки продолжат работать при конъюнктуре жесткого спроса. Повышение уровня бедности на фоне расширения рынка неипотечного кредитования приведет к проблеме качества кредитов для банков и ограничит их аппетиты к неипотечному кредитованию в условиях стагнирующих ставок. В корпоративном секторе мы больше всего опасаемся, что снижение инвестиционной активности ограничит спрос на корпоративные кредиты. Прогнозируем рост розничного кредитования на 6% (главным образом, на фоне роста ипотеки) и рост корпоративного кредитования на 6%.

Развитие бизнеса будут сдерживать продолжающиеся внешние ограничения, считает Наталия Орлова:

— Наш базовый сценарий не предусматривает снятия санкций, несмотря на недавние разговоры о том, что победа Трампа на президентских выборах может привести к потеплению отношений между Россией и США и смягчению санкций. К сожалению, экономические стимулы для отмены санкций очень ограничены. Главным следствием их отмены будет приток капитала и сильное укрепление рубля, но это сильно будет препятствовать экономическому росту, который и так страдает от структурных ограничений, и это усилит давление на бюджет.

Прогнозы аналитиков относительно динамики ключевой ставки разнятся. Генеральный директор инвесткомпании «УК «Капитал» Вадим Сосков, выступивший с прогнозом на  круглом столе для акционеров ВТБ в Екатеринбурге 2 декабря, ожидает, что ключевая ставка Центрального банка в следующем году снизится до 8,5%.

— В этом наш взгляд расходится с рынком, — говорит Наталия Орлова. — Мы не ожидаем понижения ставки в 2017 году. Единовременная выплата пенсионерам в январе 2017 года и регулярная индексация пенсий с февраля 2017-го могут вывести годовую инфляцию на уровень 6% к лету будущего года. Хотя прогноз на второй квартал менее однозначен. Существует два сценария развития. Первый — повышение цен на нефть приведет к росту бюджетных расходов, что в свою очередь создаст инфляционные риски. Второй — снижение цен на нефть вызовет быстрое истощение средств Резервного фонда, что в свою очередь вызовет необходимость в заимствованиях на внутреннем рынке, стимулируя повышение ставок. Риск ужесточения монетарной политики также растет по всему миру. Таким образом, мы считаем, что неизменная ставка — более вероятный сценарий к концу 2017 года.

— Прогноз роста ВВП на 1,5% по итогам 2017 года может быть понижен: сокращение инвестиционных планов, восстановление импорта и инфляционное давление — главные причины его возможного ухудшения. В совокупности все эти факторы никак не поддерживают сильный рубль и будут препятствовать понижению ключевой ставки в течение всего следующего года, — подчеркивает экономист.

Материалы по теме

Прогнозы развития экономики в 2018 году

Банковский рынок все сильнее ощущает дефицит валютной ликвидности

Требуется решение

Что остановит укрепление рубля

Официальное заявление об объявлении санкций в отношении ПСБ

Из-за резкого роста ключевой ставки бизнес и банки попадают в процентные риски