30.07.2014

Эксклюзив: комментарии руководства компании «Геотек Сейсморазведка» о последствиях санкций США и ЕС

Вчера американская Halliburton сообщила российской компании «Газпром бурение» (на территории Урала ведет бизнес в Оренбургской области и ЯНАО, участвует в разработке Арктики) о приостановке сотрудничества в связи с санкциями против Аркадия Ротенберга (владеет 100% акций «Газпром бурение»), введенными США весной. Вчера же ЕС согласовали секторальные санкци, согласно которым России ограничат доступ к «чувствительным технологиям в нефтяном секторе».

Разрыв контракта с Halliburton стал первым случаем ограничения доступа  российским нефтяникам и сервисным компаниям к зарубежным технологиям.Ситуацию комментирует генеральный директор «Геотек Сейсморазведка» Юрий Калабин.

- Насколько это чревато для нашей страны, какие могут быть последствия?

- На мой взгляд, есть две опции: первая, очень положительная - ограничения будут способствовать развитию собственного машиностроения, производства оборудования, предназначенного для геологоразведки. И мы вполне можем воспользоваться этим шансом. Вторая опция - упустить эти возможности, похоронив их в кабинетах чиновников различных министерств, занимаясь согласованием законодательных и производственных вопросов. Я надеюсь, на первый вариант.

- А те компании, которые раньше контактировали, например с Halliburton, ощутят на себе последствия санкций?

- Я не думаю, что последствия будут катастрофическими, возможность таково рода разрывов преувеличена. Кроме того, всегда существует возможность реимпорта оборудования через третьи страны.

- За счет каких ресурсов можно заместить импортные технологии?

- Ответные действия должны носить комплексный характер. Начинать надо с образования, я не верю, некоторым специалистам машиностроения, что понадобится три-пять лет, чтобы заместить западные технологии. Речь идет о подготовке целой плеяды специалистов, совершенно другого уровня, например инженеров-технологов. Причем вопрос не в деньгах, а - в людях. Деньги можно найти всегда, а вот с людьми у нас проблема.

- В свете технологических санкций ЕС, которые затруднят или вовсе сделают невозможной добычу сланцевого газа и добычу на шельфе, насколько пострадает геологоразведка?

- Добыча сланцевого газа - не основополагающая тема в отрасли, поскольку традиционные методы добычи позволяют получать ресурсы по значительно более низкой стоимости.

С шельфовыми разработками вопросы есть, но только от глубин свыше 300 метров. Компаний, которые имеют оборудование для такой работы очень мало, и оно полностью производится за рубежом.

- Достаточно ли будет тех запланированных 320 млрд рублей на геологоразведку, чтобы заменить импортные технологии российскими?

- Сумма, на мой взгляд, очень значительная. Вопрос только один: кто и каким образом будет распределять ее? Кроме того, непонятно, сколько будет направлено на локализацию производства оборудования для сейсморазведки.

- Послужат ли технологические санкции импульсом для развития собственных технологий?

- Я полагаю, объективно санкции должны быть импульсом развития, а вот будут ли? Я к этому предположению отношусь скептически. У нас не создано в общем-то ничего достойного в плане технической оснащенности, чтобы обеспечить наш сектор.Мы очень инертная система... Но, безусловно, этой ситуации придется начинать что-то делать - и это здорово.