СКБ-банк меняет стратегию и уходит от агрессивного кредитования
Председатель правления СКБ-банка Денис Репников рассказал о последствиях повышения ключевой ставки, ситуации на рынке кредитования и изменении модели развития банка
Предправления СКБ-банка Денис Репников, назначенный в январе, дал первую пресс-конференцию в новой должности. Напомним, Илья Зибарев, которого акционеры СКБ-банка пригласили для реализации новой стратегии в январе 2014-го, проработал в финансовом учреждении меньше года и покинул пост по личным обстоятельствам. В ходе общения с журналистами Денис Репников ответил на вопросы «Э-У».
— Главный вызов, с которым сейчас сталкивается бизнес, — изменение условий кредитования, причем по уже действующим договорам. Какую позицию занял ваш банк?
— Проблема действительно актуальна и будет, наверное, одной из самых обсуждаемых в этом году. Ситуация декабря 2014 года сильно повлияла на стоимость денег, по моим оценкам, подорожало от 30% до 50% ресурсной базы банков. Цена поднялась примерно с 9% до 18%. Перед банками стал выбор: интересы клиента или собственная экономика. Некоторые финучреждения пошли по пути увеличения ставок по уже выданным кредитам. Мы в их числе. В первую очередь это касается корпоративных заемщиков. Как правило, такие клиенты с пониманием относятся к ситуации, это реалии рынка. Мы в одной лодке. Надо садиться за стол переговоров, что мы и сделали на следующий день после изменения ключевой ставки. Тем более, что в договорах это условие прописано. Сложнее всего выстроить диалог с малым бизнесом: он очень чувствителен к такого рода изменениям, но и с ним нужно договариваться. Если мы видим, что клиент не выдерживает новую финансовую нагрузку, мы не будем делать резких движений. В отношении физлиц подобных решений приниматься не будет. Это чревато негативными социальными последствиями. Мы будем маневрировать между поддержанием доходности кредитования и расходами по обслуживанию вкладов.
— Какова политика по привлечению вкладов?
— Банки сейчас ищут разные конструкции, мы формируем ставки только на один квартал, чтобы не нести одинаковую финансовую нагрузку в случае изменения ключевой ставки.
— Насколько изменится объем и условия кредитования малого и среднего бизнеса?
— Я думаю, все банки будут осторожными и осмотрительными, будут тщательно анализировать заемщиков, чтобы не создавать новых рисков. Сворачивать это направление мы не планируем. Сейчас портфель МСБ составляет 5 млрд рублей и наша задача — как минимум не снижать его. Для этого объемы выдачи кредитов малому бизнесу будут увеличены с 150 до 200 млн рублей в месяц.
— Может ли сейчас население рассчитывать на кредитную поддержку со стороны банков?
— Мы кредитование населения не останавливали, пауза была всего три дня. На днях мы понизили ставки по потребительским кредитам, потому что, наконец, нашли некий баланс. Рынок стал узким, банков, которые активно кредитуют, существенно меньше, многие активные игроки до сих пор не открыли программы. Мы «стоим» в рынке, ставки, конечно, выше, чем в 2014 году. При этом все продукты — кредиты наличными, кредитные карты, и даже ипотека — «работают». Правда, по сегодняшним ценам я бы никому не рекомендовал брать ипотеку, так как это нагрузка на 15 — 20 лет, и не факт, что люди с ней справятся. В сегменте розницы банк намерен продавать продукты преимущественно через корпоративных клиентов в рамках зарплатных проектов. Это снижает риски.
— Как в целом изменится стратегия банка?
— Мы будем трансформировать учреждение из агрессивного кредитора в сторону транзакционного, «семейного» банка. До сих пор основные инвестиции были направлены на расширение сети. С этого года банк намерен сконцентрироваться на сервисе. Мы не уйдем с рынка кредитования, но это будет скорее инструмент для привлечения клиентов.
— Но для этого нужны инвестиции в технологии?
— Вот поэтому инвестиционный ИТ-бюджет увеличивается в два раза. Мы считаем, что именно сейчас время для таких инвестиций. Сейчас не надо гнаться за рынком и можно заняться внутренними процессами. Фундамент есть. У нас хорошие технологии в части зарплатных проектов и функциональности карт. Чуть отстает от лидеров наш дистанционный сервис, и в этом году мы уделим этому аспекту большое внимание. Есть планы сменить платформу, чтобы увеличить ее гибкость. Это наш фокус на этот год.