26.02.2019

Маяковский 3.0

Маяковский 3.0

Каким может быть и должен стать центральный парк Екатеринбурга

Зоопарк. Первое, что приходит в голову, когда попадаешь в Екатеринбургский ЦПКиО. Зоопарк стилей, функций, людских потоков нагромождение смыслов. Масштабную реконструкцию парк пережил еще в 50-х годах XX века. И, похоже, это был последний раз, когда на ключевое общественное пространство города взглянули стратегически. А дальше начался тактический хаос.

ЦПКиО крепко увяз в прошлом столетии. Но беда даже не в этом. Ужас в том, что парку, похоже, это нравилось. Он всеми силами цеплялся за прошлое, устраивая военно-патриотические праздники и организовывая Аллею ратной славы. В то же время в Москве взращивались Парк Горького и Зарядье, на Кубани — парк «Краснодар», а в Казани проект обустройства набережной озера Кабан. 

По данным управления культуры администрации Екатеринбурга, ЦПКиО ежегодно принимает примерно 2,5 млн человек. Цифра внушительная. Однако сформирована она во многом благодаря отсутствию каких-либо альтернатив. Яркое подтверждение этому тезису — результаты опроса мэрии, согласно которым по меньшей мере 55% горожан считают, что ЦПКиО нужна реформа.

Посыл власти

— На одной территории должно быть два парка: первый — тот который работает с мая по сентябрь, второй — тот, что появляется на его месте с октября по апрель, когда у нас лежит снег, — заявил в эфире ОТВ глава Екатеринбурга Александр Высокинский. — Это все на одной территории, но логика эксплуатации разная. Плюс, нужно понять, стоит ли делать отдельные целевые площадки для разных возрастных групп. Кому-то нравится погулять в осеннем парке, кому-то хочется аттракционов, кому-то нравится посидеть в летнем кафе, кому-то дискотека. Мы ищем подходы, как это все совместить».

По сути все до настоящего времени обнародованные требования мэрии можно свести к трем пунктам  — многофункциональности, всесезонности и привлечения к проекту частных денег. С этими весьма расплывчатыми вводными и пришлось работать авторам концепций развития парка.

История с продолжением

Всего в публичном пространстве их появилось три. Первую представила текущая команда ЦПКиО. Ее главный акцент — зонирование. Гипотеза простая: число посетителей парка многократно вырастет, если в нем смогут отдыхать люди всех возрастов.

Ландшафт местности, согласно задумке, должен стать не лесным, а парковым, а вся архитектура — органично в него вписаться. Новые временные постройки помогут сделать ЦПКиО многофункциональным и всесезонным.

В числе объектов, которые вошли в план, — парк аттракционов и экстрим-парк с парашютной вышкой и комнатой научной фантастики. Также точкой притяжения должен стать развлекательно-познавательный центр: двухэтажное здание с большой крытой верандой и открытой площадкой. Там задумана фуд-зона с доставкой еды по всему парку. Также запланирован отдельно стоящий конференц-зал, радиоточка с новостями парка и школьниками-ведущими, театр эстрады — для литературных чтений и вечеров классической музыки, детский уголок, фан-зона, а также душевые, комнаты гигиены, пункты проката инвентаря и другие многофункциональные объекты.

Концепция, разработанная командой ЦПКиО

Разработчики концепции утверждают, что реконструкция парка началась еще в 2016 году. И к 2019-му ее первый этап завершен (отремонтированы здания, обновлено дорожное покрытие, частично обновлен парк аттракционов, проведено зонирование территорий).

Заявить, что обновление парка началось еще три года назад, — ход сильный. Вот только сама идея слаба. Разделение зон по возрастам — крайне спорное решение. А в предложенной конфигурации еще и бессмысленное.  Авторы предлагают разбить территорию на шесть зон, три из которых для всех возрастов, а три — для 17 — 50-летних, младенцев и 17 — 70-летних, 22 — 60-летних. Другими словами — почти для всех возрастов.

Так, по мнению команды парка распределяются интересы его посетителей

Очевидное узкое место данной концепции — финансирование. Предполагается, что в развитие парк будет вкладывать собственную прибыль. Это мизер, на которые сколь-либо внушительные изменения в жизнь не претворить.

В целом команда парка не предложила никакого нового видения парка (при желании его и в текущем виде можно побить на зоны по возрастам), не переосмыслило его существование, ограничившись все теми же тактическими средствами.  

Мёрч — это круто

Вторая концепция была разработана под эгидой управления культуры Екатеринбурга. В ней ставка сделана на постепенную — до 2030 года — модернизацию парка. В первые пару лет необходимо разобраться с уборкой территории и взяться за разработку айдентики.

— Фирменный стиль парка Маяковского устарел, — констатировал на одной из встреч в мэрии директор ЦК «Урал» Илья Марков. — Нужно сделать удобный сайт, вести группы в соцсетях, создать мобильное приложение. У парка нет мерча. А мерч — это круто. Также напрашивается история с авангардом, конструктивизмом, Маяковским. Это наше УТП, то, что выделяет нас среди остальных.

Следующий за брендингом шаг — зонирование. Управление культуры предлагает разбить ЦПКиО на шесть территорий — событий, отдыха, детства, спорта, искусства и аттракционов. Платной останется только последняя (вероятно, с единым билетом).

Важная составляющая концепции — создание edutainment-площадок, детских технопарков, где через развлечения можно получать новые навыки (один из таких, к слову, уже создан на базе функционирующей в ЦПКиО детской железной дороги).  

По мнению Маркова, парк также должен стать местом воспроизводства качественного контента. В числе центральных событий — четыре сезонных фестиваля (начать можно с Zima Fest).   

Очевидно, что управление культуры Екатеринбурга попыталось переосмыслить парк, подойти к его развитию стратегически, увязать в единой целое инфраструктуру, контент, брендинг, выкристаллизовать приоритеты,  Но сделать это стройно не очень-то получилось.

Безусловно, зонирование по интересам, а не возрастам выглядит более рациональным. Однако функциональное назначение территорий вызывает ряд вопросов. Почему, например, зона детства отделена от спорта и аттракционов. Что делать родителям, если они одновременно хотят гулять с детьми и отдыхать?

Очевидное слабое место концепции — отсутствие пространственного решения. Как будут располагаться зоны, как будет осуществляться взаимодействие между ними, как распределятся потоки — вопросов масса.

И опять-таки не решен вопрос с частными деньгами. Илья Марков, конечно, привел примеры того, как спонсоры могли бы интегрироваться в ландшафт парка. Но выглядело это крайне неубедительно.   

Эволюция квадратов

Третья концепция — совместное творчество екатеринбургского девелопера Acons Group и российско-голландского бюро SVESMI. Вдохновлялись авторы партерными парками, которые были популярны во Франции в XVIII веке. Смысл — в разбиении существенной части ЦПКиО на квадраты размером 45 на 45 метров, каждому из которых будет присуща своя функция (французы называют это упорядоченным разнообразием). Таким образом авторы попытались одновременно зонировать территорию и обеспечить близкое соседство активностей (в квадратах могут размещаться десткие и спортивные площадки, цветники, рощи и даже огороды, где горожане могут выращивать овощи и травы для выставок).

Общий план SVESMI и Acons по преобразованию парка 

Одновременно концепция предполагает и макрозонирование — на территорию партеров, леса, реки и луга, это подчеркнет разнообразие ландшафтов ЦПКиО и сделает его парком парков.  

Все аттракционы авторы планируют перенести в северо-восточную часть парка, к конечной станции детской железной дороги. В этом случае движение последней наполнится новым смыслом — она будет доставлять детей к развлечениям.  

SVESMI и Acons также предлагают реконструировать существующие входы в парк и добавить шесть новых. Перед центральными арками будет организована овальная площадь с крутой галереей. Ее доминанта —  модель башни Татлина, которая должна напоминать об эпохе русского авангарда и поддержать реминисценции, связанные с именем Владимира Маяковского.

Пример нецентральной входной группы

Справа от центральной аллеи предполагается сформировать площадь культуры — с инфраструктурой для проведения небольших мероприятий и лекций.

— Проект предполагает бережное сохранение основных положительных характеристик парковой территории и их последовательное усиление, — указано в пояснительной записке к концепции. — Мы не предлагаем начать с чистого листа, а дополняем и улучшаем существующую ситуацию с целью создания современного пространства, соответствующего новым требованиям города и горожан. Проект предполагает постепенную реорганизацию. Процесс спланирован как эволюционный: полная реконструкция должна быть осуществлена в течение пяти лет без прекращения работы парка. Современный парк для всех — это комфортное и привлекательное общественное пространство, в котором каждый может следовать своему индивидуальному сценарию посещения, без помех и специальных усилий. Если раньше парки — прежде всего советские 1930-х годов — планировались как места для слаженных коллективных действий, где все посетители следуют по нескольким заранее предписанным траекториям, то парк XXI века предоставляет куда более широкий спектр форматов проведения времени для людей самых разных возрастов и социальных групп. Все категории посетителей без исключения будут эффективно использовать все функциональные зоны парка, но будут делать это по-разному, согласно своим предпочтениям и бюджету.

Предлагаемое благоустройство центральной аллеи 

Центральная аллея. Зимний вид

Значимая часть концепции — переосмысление парковой мобильности. Авторы делают ставку на деасфальтизацию и дифференциацию потоков. Таким образом в ЦПКиО будет сформированы вело-, лесной, луговой и речной маршрут, детская тропа (максимально безопасная) и лыжная трасса.

Схема новых велосипедных, пешеходных и лыжных маршрутов ЦПКиО

Признаемся: эта концепция импонирует нам значительно больше остальных (в идеале, конечно, нужно было провести международный конкурс, но это требует дополнительных бюджетных расходов). Она (в отличие от двух других) действительно напоминает стратегию, предлагает пересмотреть и смысловую и пространственную структуру парка, не производя при этом революций.  

Однако даже в идее SVESMI и Acons есть остаются нерешенные вопросы.

Метапарк

Всего их, на наш взгляд, пять. Первый — дизайн-код. Скорее всего, эта проблема будет проработана на следующих этапах разработки концепции, но видеть хотя бы наметки ее решения хотелось бы уже сейчас. Очевидно, что ЦПКиО нужны четкие протоколы и стандарты освоения (по примеру парка Горького в Москве). В противном случае привлекательность этой территории (даже при всех пространственных преобразованиях) будет невысокой.

Второй нерешенный пока вопрос — как отбивать вложения. Предполагается, что преобразование парка будет стоить частному инвестору примерно 1.5 млрд рублей и способ их возврата пока непонятен. Схем существует несколько (концессия, соглашение по закону о ГЧП, акционирование, выделение девелоперу взамен вложений выгодного участка земли и.тд.),  но адаптировать их к реконструкции ЦПКиО не так уж просто.

Третий вопрос — взаимодействие парка с прилежащими территориями. Ключевоая тема для обсуждения — пруд, который когда-то соседствовал с ЦПКиО (сейчас на этом месте болото). Его восстановление выльется примерно в 500 млн рублей. В бюджете таких денег нет. Инвестор на дополнительные траты тоже едва ли пойдет.

Другое направление взаимодействие — парк лесоводов России. Объединение с ним ЦПКиО позволило бы создать одну из крупнейших рекреационных зон Урала и России.

Четвертый вопрос —  транспортная доступность парка. Город обеспечивает ее девятью трамвайными маршрутами (центральный вход) и одним троллейбусным (задний вход). Однако существенная часть посетителей предпочитает перемещаться на личном транспорте. При этом ни одной сколь-либо благоустроенной парковки вокруг ЦПКиО нет. Очевидно, что эта проблема при планировании станет одной из ключевых.

Наконец, пятый вопрос — «зона отчуждения» на юго-востоке парка. Сейчас здесь бурелом без какого-либо намека на благоустройство. Фактически эта территория не работает и требует включение в ткань парка.

 

 

Материалы по теме

Тюменский двор стал одним из победителей конкурса при поддержке Минстроя России

Пермь будут развивать как компактный город

Нацпроект с мгновенным эффектом

Фундамент для оптимизма

Дома под управлением ИИ: на выставке TechnoBuild представили образ будущего

Пермь 2.0