Как будет развиваться строительный сектор в ближайшие три года
Марат Хуснуллин намерен увязать стратегию развития жилищного строительства с ЖКХ, мобильностью населения и доходами граждан
За два последних года жилищный строительный сектор России превратился в одного из локомотивов российской экономии, вокруг отрасли сформировалось очень много заинтересованных сторон. Что будет с сектором в дальнейшем? Этот вопрос в начале 2022 года задают субъекты экономической деятельности десятка отраслей, потому что их загрузка зависит от активности девелоперов. Поэтому выступление заместителя председателя правительства Российской Федерации Марата Хуснуллина на только что прошедшем в Москве Гайдаровском форуме вызвало большой интерес у аудитории. В беседе с директором Ассоциации инновационных регионов России Иваном Федотовым вице-премьер обозначил основные приоритеты на ближайшие два-три года. Приводим ключевые тезисы.
О стратегическом подходе
В октябре прошлого года мы представили для обсуждения проект стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года. Мы хотим сделать документ комплексным и в качестве главной цели ставим повышение качества жизни людей. Планы по предложению нового жилья у нас очень амбициозные. По итогам прошлого года введено более 90 млн квадратных метров. Это рекордная цифра. Но мы хотим в будущем увязать эти планы с программами развития транспортной инфраструктуры и мобильностью населения. Ключевой вопрос — где хотят жить люди в нашей стране? Из ответов в ходе специального социологического опроса мы узнали, что 30% опрошенных в течение ближайших двух-трех лет планируют поменять место жительства. И этот элемент пространственного развития страны необходимо учитывать.
На качество жизни очень большое влияние оказывает состояние жилищно-коммунальной сферы. Поэтому стратегия развития строительной отрасли увязана с развитием ЖКХ. Без наведения порядка в ЖКХ невозможно будет реализовать планы по строительству. Это огромный объем работы, связанный как с возведением новой, так и ремонтом действующей инфраструктуры.
Еще один общий элемент — строительство школ, значит, мы должны соотнести свои планы с образовательными программами. И, конечно, следует внимательно посмотреть на промышленность строительных материалов. Только такой комплексный подход позволит нам двигаться дальше. Строительство — это интегрированная со всей экономикой отрасль страны. Сегодня она уже дает более 12% налоговых поступлений в бюджет. Наша задача — сделать так, чтобы отрасль поступательно из года в год увеличивала свой вклад. Поэтому мы ставим очень конкретные и предметные цели. Задача максимум — выйти на объем ввода жилья 120 млн квадратных метров в год, не менее 5 млн семей должны ежегодно улучшать свои жилищные условия, а индексу качества городской среды должны соответствовать не менее 50% населенных пунктов. Чтобы все это работало, мы предлагаем комплексные системные меры.
О развитии ЖКХ
Строительный сектор и ЖКХ у нас всегда развивались отдельно, и мы впервые формируем одну общую программу. В ЖКХ просто колоссальный износ основных фондов, по нашим расчетам, необходимо обновлять ежегодно как минимум 5% всех сетей, а мы в лучшем случае до сих пор обновляли 2%. Сети у нас ветшают, и вопрос часто звучит не в том, будут ли у жителей качественные услуги, а будут ли эти услуги вообще? В рамках стратегии запланирован большой объем ввода новой инфраструктуры ЖКХ — подводящие сети, очистные сооружения, водозаборы. Конечно, предстоит и действующие мощности привести в порядок.
При этом и экологическую повестку тоже необходимо учитывать. Во многих муниципалитетах все еще работают угольные котельные, а есть даже объекты, работающие на мазуте, а они вырабатывают большое количество газов, которые создают парниковый эффект.
У нас в этой отрасли большой объем потерь, мы 20 — 25% воды теряем в сетях, 12% тепла, а платят за это потребители. Поэтому сейчас необходимо найти механизмы, которые позволят консолидировать все финансовые источники для решения этих проблем.
Мы считаем, что нужно обратить внимание и на проблему управления жилищным фондом. Построенные объекты должны получить качественное управление.
Ключевой вопрос, конечно, финансовые механизмы реализации планов, это инфраструктурное меню, бюджетные кредиты, и, конечно, тарифная политика. Последний аспект особенно важен. Если не будет долгосрочного понятного тарифа, никогда инвестиции в отрасль не придут.
О значимости частного инвестора
Между тем от уровня частных инвестиций засвисти многое. Это хорошо видно по строительному сектору. В 2021 году мы выдали разрешений на строительство больше на 43%, чем годом раньше. И это позитивный тренд. Потому что таким образом мы наращиванием предложение. Недостаток предложения вместе с ростом мировой инфляции и ипотекой привели к росту цен на недвижимость. Не создав предложение, мы не можем никогда снизить цену. А это во многом зависит от активности застройщиков в регионах. У нас есть регионы, где всего четыре застройщика, а у самого крупного в портфеле заказов всего 12 тыс. квадратных метров. Поэтому от активности инвесторов многое зависит. Нам нужно находить механизмы их стимулирования. У нас в 2002 году в 67 городах страны вообще не было ни одной новой стройки, в 2021 году ситуация стала выравниваться, потому что появился определенный экономический интерес, инвесторы увидели в этом секторе доходность и пошли в отрасль. Эти же стимулы работают и в других секторах. Как только мы объявили в ЖКХ о введении долгосрочных тарифов, в частности приняли решение по концессионным соглашениям, сразу почувствовали интерес частных инвесторов. Поэтому мы должны стимулировать приток инвестиций. Без инвестиций мы ничего не сделаем.
О приоритетах развития транспорта
Я убежден, что задачу повышения качества жизни невозможно решить без пересмотра подходов к мобильности. Мы сегодня видим, как стремительно растет количество автомобилей в городах. Построить соответствующие этой массе количество автодорожной сети просто невозможно ни организационно, ни финансово. Я вижу выход в развитии общественного транспорта. У нас за последние десять лет количество пользователей общественным транспортом снизилось в стране на 19%. Это проявление бума автомобилизации, в том числе связанного с доступностью автокредитования. И при этом система общественного транспорта практически не развивается. Поэтому в растущих городах мы и получаем ухудшение ситуации на дорогах. Мы сейчас формируем отдельную программу строительства общественной транспортной инфраструктуры: железные дороги по примеру Москвы и Московской области, развитие сети трамваев и всех остальных видов общественного транспорта, и, конечно, в центре особого внимания качество дорог.
Об арендном жилье
Мы много говорим о росте предложении жилья как способа улучшения качества жизни. Но спрос на жилье зависит еще и от доходов населения. 120 млн квадратных метров жилья нужно не только возвести, но и продать, а для этого нужно, чтобы доходы населения росли не менее чем на 2,5% в год. Да, можно включить кредитный механизм, но сегодня 47% населения не имеет возможности взять ипотеку. Поэтому для решения жилищного вопроса необходимо задействовать много очень разных механизмов. Это и расселение аварийного ветхого жилья, это и социальная ипотека, это и коммерческая аренда. Последний аспект особенно актуален. Качество жизни достигается не всегда за счет владения жильем. Мы единственная страна в мире, где самый высокий процент частной собственности на жилье и этот тренд можно переломить за счет развития нового сегмента. Собственное жилье существенно сокращает мобильность населения, так как такое жилье сложно продать, заложить, поэтому человек чаще всего и оказывается привязанным к месту. А когда есть на рынке много других видов предложений, у людей появляется выбор, недвижимостью можно оперировать, значит, появляется возможность найти лучшую работу в другом регионе и тем самым улучшать качество жизни.
О льготной ипотеке
При этом мы нисколько ни снижаем важности ипотечной программы. Решение о запуске в 2020 году льготной ипотеки было правильным, потому что это позволило нам ввести самый большой объем жилья за всю историю. Мы никогда столько не строили, как в пандемийный год. Мы вместе с губернаторами в хорошем смысле разогнали механизм, часто с помощью ручного управления строительством. В этом году, конечно, рост ключевой ставки создает определенные угрозы для развития этого рынка. Но мы должны думать, как нам его регулировать. Будем искать механизмы. Может быть, будем расширять льготные категории граждан. Сейчас не во всех регионах можно взять кредит под 6,5%, так как максимальная сумма кредита снижена. Но при этом расширена категория граждан, которые могут получать льготную ипотеку, это семьи с детьми. Кроме того, мы дали возможность людям использовать ипотеку для индивидуального жилищного строительства. Таким образом мы регулируем спрос, и пока нам это удается.
О поддержке застройщиков
Это позволяет нам стимулировать строительный сектор. Но эта поддержка может быть не только финансовая. Не менее важно и косвенное стимулирование застройщиков. Например, через сокращение инвестиционно-строительного цикла за счет совершенствования нормативно-правовой базы. За прошлый год мы приняли 120 поправок к 27 Федеральным законам и это позволило на треть снизить временные затраты. И мы это направление будем продолжать, потому что это вопрос очень важный: только за счет работы с бумагами экономика ускоряется на 30%. И это касается не только жилищного строительства, быстрее возводятся новые заводы, растет оборачиваемость капитала. Наша задача — продолжать наращивать объем жилищного строительства, потому что это дает комплексный эффект для экономики: развивается металлургия, индустрия строительных материалов. И так происходит во всем мире. Например, в Китае стратегия развития жилищного строительства является одной из пяти основных столпов экономики страны, и я считаю, это правильный путь, по которому и нам следует двигаться. Естественно для этого необходимо задействовать разные источники инвестиций, мы сформировали инфраструктурное меню (набор новых финансовых инструментов, преимущественно на возвратной основе. — Ред.) суммарным объемом 1,5 трлн рублей, в котором прописано восемь различных инструментов. Эти инструменты должны дополнить действующие программы государственной̆ поддержки. Такими мы видим основные приоритеты на ближайшие два-три года.
Фото: Михаил Джапаридзе/фотохост-агентство ТАСС