28.07.2021

Исходная точка для креативных индустрий

Регионы пытаются увеличить потенциал  креативной  экономики через  создание законодательной базы и  коллаборации творческих предпринимателей.  Рост сектора ограничивают стереотипы и узость потребительского рынка 

 — Доля креативных индустрий в экономике России оценивается в 4,37% ВВП страны, в натуральном выражении это более 4,8 триллиона рублей. Такие данные привела руководитель Центра городских компетенций Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ) Татьяна Журавлева на сессии «Креативная экономика как фактор развития региона в рамках форума Иннопром -2021». Исследование «Креативная экономика городов России» — первая попытка рассчитать место сектора в структуре  российского ВВП, подчёркивает Татьяна Журавлева:

Формулы антиунылости

 —4, 37 %, с одной стороны, хорошая цифра, это значит, у нас в стране есть креативные предприниматели, с другой стороны, мы не понимаем, насколько много они работают на глобальный рынок.   Между тем, специфика креативных индустрий в том, что они имеют глобальный характер. Например, если мы говорим, что в Берлине доля креативных индустрий составляет 11%, то мы понимаем, что эти 11% работают на весь мир. Сколько из наших 4% работают на весь мир? Мы не знаем. Поэтому к этой цифре нужно относиться как к исходной точке, на которую нужно смотреть критически и которую нужно дальше совершенствовать.  

Исследование в территориальном разрезе показало, что самая большая концентрация креативных предприниматели в Москве, в этом городе в структуре экономики на долю креативных индустрий приходится 19%, в Санкт-Петербурге – 12%, Иваново — 12%, в Тюмени — 9%.

Отрасли, которые формируют креативную экономику, концентрируются вокруг капиталоемких секторов и это отражает тренды развития российской экономики последних лет.  Например, высокая активность в строительном секторе стимулирует инициативы со стороны архитектурных команд и дизайна.   Стремительными темпами увеличивается потенциал IT-индустрии, что связано с инвестициями со стороны государства, этот сектор занимает по объему второе место после архитектуры и дизайна.

 Третьем по масштабу крупным направлением являются проекты в сфере образования: дополнительное образование, частные школы, обучающие курсы.

  

Специфика креативных индустрий в том, что они имеют глобальный характер

Таким образом исследование показало потенциал креативной экономики. Участники дискуссии попытались определить инструменты наращивания этого потенциала на региональном уровне.  Как оказалось, примеры системного подхода к становлению креативной экономики в регионах есть. К примеру, власти Якутии поставили цель нарастить объем ВРП за счет креативных индустрий, которые будут создаваться вокруг производства ювелирных изделий.Якутия стала первым регионом, который разработал стратегию развития креативных индустрий на ближайшие десять лет. По словам Татьяны Журавлевой власти региона намерены вокруг производства стимулировать появление креативных бизнесов, которые сырой продукт должны доводить до состояния продажи.  «Я думаю, что в течение пяти лет мы увидим мощный скачок креативного сектора у этого региона»— предполагает Татьяна Журавлева.

Второй вектор — формирование регионального законодательства. Инициатором этого процесса стал Ханты-Мансийский автономный округ, который первым в стране принял закон о креативных индустриях. Такая нормативная база по мнению Татьяны Журавлевой необходима, чтобы разработать инструментарий поддержки креативных индустрий на региональном уровне.

— Мы сформировали перечень субъектов, которых можно относить к креативным индустриям — рассказывает заместитель губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Роман Генкель— Да, мы понимаем, что пока охватили далеко не всех креативных предпринимателей, но  будем активно отрабатывать  пакет мер поддержки и постоянно оценивать  их развитие. К сожалению, пока есть еще проблемы в понимании и терминологии. Мы в закон заложили 11 направлений, которые мы относим креативным индустриям, но, зачастую есть пересечение с программами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Опыт ХМАО АСИ намерено тиражировать, говорит Татьяна Журавлева:

— Мы сейчас вместе с десятью пилотными регионами, в которые входит Свердловская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Якутия, Удмуртии и другие территории, разрабатываем стандарт оказания мер поддержки креативным предпринимателям.

 Еще один возможный сценарий подъема креативной экономики используется в городе Сысерть Свердловской области. Этот пример на всех форумах приводится как уникальный, поскольку до сих пор местом формирования креативных секторов считались исключительно областные центры.  Глава Сысертского городского округа Дмитрий Нисковских, однако, убежден, что креативная экономика может развивать и малые города:  

— Сысерть, как и многие города на Урале, зарождалась по концепции город-завод. Сейчас основная проблема в том, что здесь очень мало общественных пространств и сервисов, поэтому идет отток молодежи.   Мы и пытаемся переломить эту ситуацию. Задачу поставили так: сделать жизнь в нашем малом городе менее унылой. Для этого мы вывели свою формулу анитунылости.  В 2018 году мы создали Агентство развития Сысерти, которое будет курировать создание креативного кластера вокруг старинного чугунолитейного завода Турчаниновых — Соломирских. Но такой проект требует достаточно много инвестиций. Поэтому решили реализовывать его постепенно. Для начала начали вовлекать в свою орбиту всех людей, которые хотели бы что-то менять вокруг: местную молодежь, студентов из Екатеринбурга.  Силами энтузиастов   мы еще в прошлом году очистили территорию завода и подготовили ее для проведения разного рода мероприятий, так появился проект «Лето за заводе». Проект получил поддержку президентского гранта и сейчас на территории бывшего заброшенного завода проходят концерты, мастер-классы, лекции. И такое сочетание уже дает результат, за пятьдесят дней работы площадки у нас прошло более 20 тыс. посетителей. Наша задача —больше вовлекать партнёров и увеличивать охват аудитории, которая узнала бы больше о Сысерти. При этом мы понимаем под креативным кластером не только какую-то отдельную территорию, мы рассчитываем, что весь округ превратится в площадку для выстраивания взаимодействий разных секторов экономики.

По словам Дмитрия Нисковских уже сейчас рождаются различные коллаборации, например летний лагерь, площадка для обучения айтишников:

 — С фарфоровым заводом Сысерти мы планируем совместный проект по производству линии посуды с современным дизайном. Развивая это пространство, мы формируем инвестиционный климат, сегодня есть много новых идей, совершенно очевидно, что в Сысерти появится новое туристическое направление.  Кроме того, активно обсуждаем идеи в сфере девелопмента, уже есть мысли как создать апартаментный комплекс, гостиницы. И все это мы делаем без копейки бюджетных вложений за счет союза с проектировщиками, дизайнерами.  При этом не мы не хотим ни в коем случае строить очередную торговую точку из железобетона или из сэндвич-панелей, мы хотим создавать новые современные пространства, которые нужны городу.   У нас, например не хватает помещений для занятия детским творчеством. И мы считаем, что не надо строить отдельную школу искусств, нужно просто создать пространство на старом заводе для того, чтобы днем там занимались дети, а вечером проходили перформансы, концерты. Креативные предприниматели тоже смогут использовать это пространство для своих мастерских, творческих студий, кафе.   Таким образом у нас с появится инфраструктура двойного назначения, которая нужна и городу, и жителям, и гостям.

Барьеры  и стереотипы

Идеи энтузиастов могут натолкнуться на проблемы ментального характера, и к этому нужно быть готовыми, предупреждает руководитель стратегических проектов ГМИИ им Пушкина и комиссар Уральской индустриальной Биеннале Алиса Прудникова . По ее мнению для наращивания потенциала креативной экономики  нужно снимать   многие стереотипы,  с которыми ее команда столкнулась за десять лет  работы над проектом «Уральская биеннале современного искусства»: «У нас в обществе  очень слабая вера в  креативную экономику,  очень сложно идут разговоры  о KPI. В основном креативную индустрию рассматривают с позиции спонсорства и меценатства», — ставит проблему Алиса Прудникова: 

 — Креативная экономика — это экономика, которая говорит про сегодняшние смыслы, и, если это делать в партнёрстве, все получают результат.   Для меня любой собственник завода является партнером, с которым мы работаем в поле одних ценностей. И в результате работы с этими ценностями у нас появляется какой-то очень серьезный общий продукт. И для меня очень важно оценить результат этой коллаборации на языке партнера, сделать так, чтобы он понимал мои цели и успехи. Это все возможно. Но нужна методология.

 Креативный кластер   это не только  отдельная территория, целый округ может стать площадкой для выстраивания взаимодействий разных секторов экономики

Президент Ассоциации итальянских предпринимателей в России (GIM-Unimpresa) Витторио Торембини полагает, что начинать нужно с определения понятия, что такое  креативная  индустрия:

—  Я считаю, что даже легендарные «английские ученые» еще не определились, что такое креативная экономика.  На мой взгляд, это вся деятельность, которая направлена на то, чтобы сохранить природу, архитектуру, здоровье людей.  В понятие креативные индустрии на самом деле на мой взгляд входят все изобретения, инициативы, все меры, которые улучшают жизнь людей. Печатная машинка, мотороллер, гейзерная кофеварка — все это на самом деле элементы креативной экономики.

Креативная экономика — это экономика, которая говорит про сегодняшние смыслы, и, если это делать в партнёрстве, все получают результат

По мнению Витторио Торембини для того, чтобы создавать креативные продукты, нужно постоянно наблюдать за жизнью:

— Каждый человек, каждый предприниматель, каждый чиновник, который управляет городом, должны   постоянно наблюдать   и выявлять элементы, которые улучшают жизнь человека и   поднимают конкурентоспособность территории.  Я, к примеру вижу, что Екатеринбург хорошо развивается, но город потерял в последнее время свой имидж. Поэтому я задаюсь вопросом? Почему вы не можете попросить у местной администрации провести конкурс на тему «как улучшить имидж города»? Нужно не только строить хорошие здания, в которых потом можно размещать торговые центры, нужно сохранить идентичность.  Потому что это большой фактор развития: если город самобытный, к вам поедут туристы. Это и есть креативная экономика.

В современном мире все большее значение приобретают технологии. И это тоже часть креативной экономики, добавляет в дискуссию «каплю технологичности» директор по акселерации Кластера передовых производственных, ядерных и космических технологий (Промтех) Фонда «Сколково» Наталья Чернышова:

— Креативная экономика имеет достаточно сильную технологическую составляющую, невозможно развитие современных креативных индустрий без этой части. И наша роль, как института развития в  том, чтобы с помощью симбиоза технологий и творческой составляющей создавались новые объекты. Для этого в регионах нужно создавать точки роста, которыми могут быть технопарки и IT- кластеры.

 Но на этом пути у российских креативных предпринимателей есть по мнению Натальи Чернышевой один серьезный барьер — узость российского потребительского рынка:  

 —  Это очень большой барьер во многих регионах.  Важно не только производить креативные продукты и сервисы, но иметь людей, которые захотят   их это потреблять.  А вот с этим у нас большие проблемы.