13.12.2024

Добыча нефти и газа в России к прежним объемам вернется не скоро

Добыча нефти и газа в России к прежним объемам вернется не скоро

Нефтегазовый сектор на среднесрочном горизонте продолжит адаптироваться к внешним факторам, считает президент Института энергетики и финансов Марсель Салихов 

Страны ОПЕК+ в декабре договорились о продлении квот на добычу нефти на 2026 год. Почему картель не готов возвращаться к прежним объемам, и как эта позиция влияет не нефтяной сектор России? Об этом президент Института энергетики и финансов Марсель Салихов рассказал на международной конференции «Российские регионы в фокусе перемен»*. Приводим ключевые тезисы. 

— Еще не так давно аналитики были уверены, что ОПЕК+ будет возвращаться к прежним объемам добычи, но картель снова решил продлить ограничения. Потому что нефтяные цены низкие, и участники видят риски. Решения ОПЕК+ по сокращению добычи привели к формированию значительных свободных мощностей, а нестабильность на Ближнем Востоке, которая обычно способствовала росту цен, сейчас не оказывается фактором влияния на конъюнктуру.

Для России это означает продолжение снижения нефтедобычи, по итогам этого года  снижение составит примерно  3%. По нашим прогнозам, на горизонте до 2030 года производство нефти не достигнет уровней 2019 года, а это 561 млн тонн. Это оказывает влияние в том числе и на развитие рынка нефтесервисных услуг. В этом секторе не стоит ждать взрывного роста. Нефтяные компании понимают, что нет смысла много инвестировать, действующих мощностей достаточно для обеспечения текущих объемов производства. 

При этом у российских компаний нет больших ограничений в части поставок, морской экспорт стабилен и в объемах практически не изменился. Степень адаптации отрасли к изменениям в условиях  санкций оказалась чрезвычайно высокой. Правда, нужно понимать, что мы сейчас продаем свою нефть с дисконтом, скидка составляет 12 долларов по отношению к бенчмарку. Дисконт на российскую нефть состоит из трех основных частей: 1,5 доллара — поправка на качество, 6,3 доллара — логистика и 4,2 доллара – торговые ограничения. То есть дисконт состоит наполовину из логистики, потому что в Китай и Индию доставлять дольше, чем в Европу. Кроме того, нужно компенсировать партнерам их риски и создавать стимулы.

Поддать газу

Другой важнейший сырьевой сектор экономики – газовый, находится под влиянием иных факторов. На мировом рынке цены на газ стабилизировались после пика 2022 года. 

Россия на фоне ограничений поставок трубопроводного газа очень сильно рассчитывает на сжиженный природный газ (СПГ). Но я бы хотел предостеречь от чрезмерных ожиданий. Мировой рынок сжиженного природного газа ожидает профицит предложения. Очень много мощностей будет введено в США, Катаре и других странах в 2027- 2028 годах. А спрос будет расти не так сильно. И это означает, что на мировом рынке будет довольно много свободного СПГ. Значительный объем строящихся и запланированных проектов по сжижению СПГ приведет к профициту предложения в 50-60 млн тонн в 2027-2028 годах. Соответственно, это будет означать, что цены, скорее всего, расти не будут.

Это ставит под вопрос потребность в новых российских проектах. Действующие заводы на Ямале и Сахалине вполне конкурентоспособны, но этого нельзя сказать про новые проекты. К тому же достаточно много проблем с газовозами, с вывозом продукции на рынки дружественных стран. Поэтому, возможно, не стоит форсировать развитие новых СПГ-мощностей.

Трубопроводный газ находится под влиянием санкций. Те объемы, которые были запланированы до 2030 года, не восстанавливаются. Потому что просто нет рынков, которые готовы эти объемы забирать. Скорее всего, экспорт на европейские рынки, сохранится в небольших объемах, мы ожидаем поставки на уровне 15 млрд. кубометров в год. Основным перспективным рынком для нас становится Центральная Азия. В частности, Узбекистан сам добывает газ, но в недостаточных объемах, есть перспективы наращивания поставок и в Казахстан.

Но работа России на этих рынках связана с низкими ценами, эти потребители не готовы платить за газ на уровне Европы. С этим придется смириться. Продавать туда можно больше, но по более низким ценам с меньшей маржинальностью.

В долгосрочном плане, конечно, нужно ориентироваться на Китай, потому что Китай все равно будет покупать больше газа. В целом с учетом всех этих факторов добыча газа будет расти, но постепенно. На горизонте 2030 года до рекордов 2021 года мы не дойдем.

* Конференция организована Институтом экономики и управления Уральского федерального университета, Уральским федеральным университетом, АЦ «Эксперт» и журналом «Эксперт-Урал».

Фото: пресс-служба УрФУ

Материалы по теме

ГАЗЭКС наращивает газораспределительные сети Свердловской области

Группа компаний «ГАЗЭКС» приступила к реализации новой стратегии развития

«Ямал-СПГ» получит 75 миллиардов

Новатэк получил право на освоение нового участка на Ямале

Удмуртская компания стала победителем аукциона на Борулахский участок в Якутии

Оренбургнефть получила право пользования на три месторождения