08.11.2021

Дебанкизация России: есть ли будущее у малых и средних банков?

Дебанкизация России: есть ли будущее у малых и средних банков?

Ассоциация российских банков (АРБ) разработала комплекс мер поддержки региональных банков

Ассоциации российских банков провела открытую дискуссию «Банкизация или дебанкизация России? Есть ли будущее у малых и средних банков России?»

За последние 8 лет общее количество банков в России сократилось в 2,5 раза — с 859 до 339. Количество региональных банков за это время уменьшилось с 381 до 148, без учета данных Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей. За это время было отозвано более 450 банковских лицензий, в том числе с учетом самостоятельных обращений банкиров в ЦБ с желанием добровольной сдачи лицензии. Только в прошлом 2020 году добровольно сдали лицензии 22 банка.

— Это говорит об усталости банкиров и означает, что частный банковский бизнес теряет прибыльность и привлекательность, — так оценил статистику президент АРБ Гарегин Тосунян.   

Как показал проведенный им анализ территориального  присутствия, в 25 субъектах РФ не осталось ни одного регионального банка, еще в 25 регионах действует по одному банку на регион, и в 23 регионах осталось  2 — 3 банка на регион: «То есть в 86% субъектов РФ количество региональных банков минимально, — приходит к выводу глава АРБ. — Если в 2013 году только в 16 регионах не было собственных банков, либо был один, то сейчас таких регионов уже 50, то есть количество регионов без местных банков выросло в 3 раза».

Это приводит к снижению доступности банковских услуг, что хорошо видно опять же по статистике. В активах банковского сектора доля региональных банков сократилась с 8,8 до 4,2%, в кредитовании физлиц — с 13,2 до 4,5%, в кредитовании юрлиц — с 7,3 до 2,6%. Особенно критично снижение доступности кредитования малого и среднего бизнеса, поскольку это ключевая клиентская группа региональных банков.  

Но у регулятора есть свои аргументы. По словам заместителя руководителя службы текущего банковского надзора Банка России Алексея Ветохина, отчетность региональных банков показывает, что от 10% до 40% активов размещены в ценные бумаги: «То есть они используют ресурсы неэффективно и не участвуют в экономике страны».

При этом отечность указывает на работоспособность бизнес-моделей малых банков. Третий квартал 2021 года более 80% региональных банков закончили с прибылью. По данным ЦБ, в России работает 168 региональных банков. Из них 88 имеют универсальную лицензию, 80 — базовую, 2 кредитные региональные организации являются системообразующими в регионах своего присутствия. Кредитные рейтинги аккредитованных при Банке России четырех рейтинговых агентств имеют 75 региональных банков (65 с универсальной лицензией и 10 с базовой).

Председатель правления Челябинвестбанка Сергей Бурцев считает главной проблемой доступ к ресурсам и неравную конкуренцию с банками с государственным участием. «Драматические изменения состоят в том, что нынешняя банковская система ориентирована на банки с госучастием, которые фактически монополизировали рынок. Все нормативные акты и законы пишутся исходя или из их интересов, или интересов государства».

Вопрос доступа к ресурсам и фондированию для региональных банков, по словам Бурцева, связан с их участием в госпрограммах по кредитованию и субсидированию. По его мнению, коммерческий банк всегда рискует своими деньгами, поэтому к госпрограммам кредитования нужно допустить вообще все кредитные организации, чтобы клиент получил возможность выбора и выгоду от снижения цен за счет конкуренции:

— Крупные банки хотят развивать только свои экосистемы, не допускают к своим проектам банки-партнеры на выгодных условиях, часто допускают элементы недобросовестной конкуренции, например, навязывания услуг, мисселлинга, нарушения законодательства о рекламе и персональных данных, искажение расчета полной стоимости кредита

В качестве примера Сергей Бурцев привел систему мгновенных переводов, где малые и средние банки подключились одними из первых, крупные банки пришли фактически последними и при этом не торопятся включать в свои справочники переводов малые и средние банки. А в таких случаях ускоренная разработка и внедрение региональными банками технологий становятся бессмысленными, отметил Сергей Бурцев.

Тормозят развитие бизнеса региональных банков и административные барьеры. Сергей Бурцев обратил внимание на сложности при подключении к системе Росреестра для проверки и регистрации сделок, проверки паспортов через УФМС, внезапные отключения банков от сервисов налоговой инспекции. По словам Сергея Бурцева, на практике есть много случаев, когда крупный банк получает штраф за нарушение на миллион рублей, а средний банк может получить штраф на 100 миллионов за одну техническую ошибку, в результате которой даже никто не пострадал. Есть также проблема взимания денег за доступ к списку публичных должностных лиц: многие банки вынуждены платить раз в год миллион рублей, чтобы просто выполнить требования закона и Росфинмониторинга: «Между тем даже миллион рублей для небольшого банка — это большая сумма».

Неравный доступ к ресурсам отражается и на качестве клиентской базы региональных банков, считает председатель комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по финансовым рынкам Павел Самиев:

— У крупных банков есть приоритетный доступ к государственным программам поддержки, они получают дешевое фондирование, что недоступно средним и региональным банкам, которым в итоге и достаются некредитоспособные заемщики.

Этот тезис подтверждает статистика просрочки кредитных портфелей по сектору МСБ за 2017 — 2021 годы.  Из этого анализа следует, что у крупных банков топ-30 просрочка кредитных портфелей по МСБ с 2017 года сократилась с 13% до 6%, а у остальных, наоборот, выросла c 15,6% до 22,9%. «Получается эффект разноплановой клиентской базы, когда более качественные клиенты уходят в крупные банки», — отмечает Павел Самиев.

 Есть, по его мнению, и  проблемы использования кредитных рейтингов: сейчас рейтинги только 2 из 4 рейтинговых агентств, аккредитованных в ЦБ («Эксперт РА» и АКРА), могут быть использованы для доступа к участию в госпрограммах, а значит, и фондированию.

Между тем мировая практика показывает, что при правильном подходе региональные банки могут выполнять важную функцию в экономике.  В частности, по оценке директора Банковского института НИУ ВШЭ Василия Солодкова, региональные банки в развитых экономических системах весьма успешны. К примеру, в США такие участники рынка ориентируются на запросы локальных жителей и бизнеса, лучше знают местные рынки, имеют меньше обязательных нормативов от регулятора (ФРС), чем федеральные многофилиальные игроки:

— Конгресс США уделяет большое внимание развитию именно региональных банков в Штатах, так как это возможность влиять на местную занятость и стимулировать МСБ.

При этом в США в отличие от России действует одинаковое страховое покрытие для юридических и физических лиц для клиентов банков. И это одна из причин, почему региональные банки вынуждены размещать свои средства в Банке России, в этом случае меньше рисков для клиентов.

Как показало исследование Ассоциации российских банков, состояние российской региональной банковской системы показатель рентабельности капитала у региональных банков с универсальной лицензией, по данным ЦБ РФ, несколько ниже (11%), чем у банковского сектора в целом (13%), но по достаточности капитала несколько лучше: 14,5% против 12,6% по сектору в целом.

Вице-президент АРБ Павел Неумывакин считает проблемой тот факт, что в российских нормативных документах в принципе отсутствует определение регионального банка.

Однако профессиональное сообщество не намерено сдавать позиции и АРБ разработала ряд инициатив. По мнению АРБ, для соблюдения принципа конкуренции необходимо ввести в банковское законодательство нормативное понятие «регионально значимый банк», представлять самостоятельным региональным банкам дополнительные преференции на уровне государственной поддержки.

Под предлагаемое АРБ определение «региональный банк» подпадают банки, зарегистрированные не в Москве, которые не относятся к системно значимым кредитным организациям (СЗКО), не имеют претензий к текущей деятельности со стороны ЦБ (отнесение ко 2-й квалификационной группе и выше), а более 50% работающих активов банка используется на территории региона. Также важно наличие любого рейтинга российского рейтингового агентства.

В числе мер по поддержке малых и средних банков АРБ предлагает автоматически включать эти банки во все федеральные программы на территории региона и давать право на обслуживание всех категорий клиентов без ограничений. Кроме того, необходимо принятие специальных форм надзора и регулирования, отличных от действующих для крупных банков и использование механизма докапитализации региональных банков посредством ОФЗ.

АРБ также предлагает снизить планку рейтинговой оценки от АКРА или РА «Эксперт РА» с BBB- до BB+, что автоматически удвоит количество банков, которые имеют доступ к участию в государственных программах.   Кроме того, нужно дать возможность банкам право самостоятельного решения о целесообразности участия в сложных технологических проектах, и возможно внедрить специальную программу ИТ-поддержки таких участников рынка с финансированием за счет федеральных институтов развития.

«Это позволит не менять саму систему, но опираться на здравый смысл. Исследование АРБ показывает, что рыночную конкуренцию региональные банки как раз выдерживают, и все препоны для их развития — искусственные. Мы видим, что в схожем с Россией федеративном устройстве региональные банки спокойно существуют в других развитых экономиках», — обосновывает подход Павел Неумывакин.

Материалы по теме

Предправления банка «Нейва» Павел Ефремов разъяснил ситуацию со штрафом от ЦБ

Почему погиб Банк24.ру

УБРиР возвращает вкладчиков

Банковский рынок все сильнее ощущает дефицит валютной ликвидности

Банкирам хочется стабильности

ЦБ намерен ограничить кредитование банками проектов их акционеров