02.04.2019

Что стоит за скачком промышленности в феврале

Что стоит за скачком промышленности в феврале

В феврале промышленность Большого Урала после скромной динамики января неожиданно выросла. Вывод экспертов: это либо временный всплеск, либо следствие плохого качества сбора первичных данных.

После январского провала на 1,1% (все сравнения в статье приедены год к году, если не указано иное) промышленная статистика в феврале оказалась неожиданно сильной: в целом выпуск вырос на 4,1%. Таким образом за два месяца рост составил 2,6% , приблизившись вплотную к темпам роста предыдущего года (2,9% ).

Временный эффект

По мнению аналитика Райффайзенбанка Станислава Мурашова улучшение годовых цифр в феврале лишь частично можно объяснить эффектом базы или разницей в количестве рабочих дней — рост месяц к месяцу с исключением сезонного и календарного фактора также ускорился до 1,2% м./м., и это самый высокий показатель с начала 2018 года. «При относительно стабильной динамике добывающих производств (5,1% против 4,8% в январе) и энергетики (вблизи нуля) основной вклад в февральское ускорение внесли обрабатывающие отрасли, их падение в январе на 1% сменилось ростом в 4,6%» — рассуждает эксперт. По его мнению, такой скачок неудивителен, учитывая высокую волатильность сегмента: в 2018 году обрабатывающая промышленность в некоторые месяцы демонстрировала темпы роста более 5%, но в итоге за весь год не смогла «разогнаться» выше 2,6%. И на этот раз по мнению Станислава Мурашова сильное улучшение выглядит временным: существенный рост был зафиксирован в ряде позиций машиностроения и строительных материалов (именно они показывают сильную волатильность от месяца к месяцу).

Экономист Кирилл Тремасов обратил внимание на некоторые расхождения данных. В частности, производство электроэнергии в феврале выросло лишь на 0.7% (1.7% в годовом исчислении по итогам 2-х месяцев ). По его мнению, при столь бурном промышленном росте такая динамика выглядит странно. По его оценке, данные по производству различных товаров не бьются также с динамикой грузоперевозок. «Похоже на традиционные проблемы с качеством сбора первичной статистики. То, что недосчитали в январе, могли запихнуть в февраль» — написал эксперт на своей странице в FB.

Индекс промышленного производства за февраль 2019 к соответствующему месяцу предыдущего года, %

Ямал и Удмуртия впереди

На территории макрорегиона Урал и Западная Сибирь за февраль все субъекты федерации продемонстрировали рост выпуска, но чуть более низкий в сравнении со средним значением по стране. Исключением уже традиционно стал Ямал, показавшиий рост выпуска на 21% (на 16,9 п.п. выше среднего значения по стране). Неожиданный результат выдала Удмуртия, где выпуск вырос на 21,7% (на 17,6 п.п. выше средних данных).

За два первых месяца этого года самую высокую динамику промышленный выпуск также показал на Ямале — 18% и Удмуртии — 15, 7%. Падение выпуска статистика за этот период зафиксировала в Курганской (—3,2%) и Челябинской областях (— 5,2%).

ИПП за этот период в добыче полезных ископаемых почти во всех субъектах макрорегиона вырос по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Самую сильную динамику опять же продемонстрировал ЯНАО – на 19%. Снижение выпуска в добыче за этот период статистика зафиксировала в Свердловской области — на 24,5%.

За два первых месяца года выпуск в обрабатывающих отраслях увеличился в пяти субъектах федерации макрорегиона: в Удмуртии — на 30,6%, в ЯНАО — на 7,2%, Башкирии — на 1.3%, Свердловской области — на 0,5%. И ровно в половине субъектов выпуск снизился: в Курганской области – на 3,1%, в Челябинской области – на 6,4%, Оренбургской области – на 6,6%, Тюменской области — на 8,2%, ХМАО – 9,4%.

В денежном выражении Росстат представил региональную статистику только за два месяца: за этот период динамика отгрузка и в добыче полезных ископаемых и обрабатывающего производства на территории Большого Урала оказалась выше, чем за аналогичный период предыдущего года, и выше, чем в среднем по стране во всех субъектах.

Индексы промышленного производства январь-февраль 2019 к соответствующему периоду,  %

Несмотря на ускорение промышленности в феврале Райффайзенбанк не видит предпосылок для роста внутреннего производства в этом году: «Сдерживающим фактором будет выступать соглашение ОПЕК+, из-за которого рост добычи нефти будет сокращаться в течение ближайших месяцев. В свою очередь, эффект от реализации майских указов вряд ли окажет позитивное воздействие на обрабатывающие отрасли в этом году, так как расходы бюджета не успеют так быстро поступить в экономику. По итогам года мы ждем замедления роста промпроизводства до 2,5% г./г»

Учитывая высокую динамику и промпроизводства и оборота розничной торговли Минэкономразвития повысило оценку роста экономики в годовом исчислении: ведомство считает, что в январе динамика составила 0,7%, в феврале — 1,5% г/г . Но по оценкам аналитиков Альфа-Банка в ближайшей перспективе поддержку ВВП окажет не промышленность, а потребительскиий тренд: это будет следствием замедления инфляции после достижения максимума в марте, а также в результатом поддержки потребления со стороны розничного кредитования. В своих комментариях аналитики банка приводят следующие аргументы: «Масштаб инвестиционного роста создает неопределенность в 2019 году, связанную с эффективностью расходов по национальным проектам. В целом, даже если рост экономики за два первых месяца и окажется несколько сильнее чем ожидалось, Минэкономразвития все еще придерживается осторожного прогноза роста ВВП на 1,3% по итогам этого года».

Материалы по теме

Роза экономических ветров Урала

Падаем? Статистика января : снижение темпов в добыче и падение обработки

Итоги развития Свердловской области за первое полугодие

В Свердловской области отмечено сокращение промышленного производства за 8 месяцев 2022 года

Индекс промышленного производства в Пермском крае вырос благодаря развитию кооперации

На Южном Урале индекс промышленного производства вырос в 4 раза быстрее, чем по стране