«Черные лебеди» прилетели к рублю в августе
Пандемия, снижение ключевой ставки и дивидендный сезон надавили на рубль. До конца года аналитики видят предел укрепления доллара в диапазоне 72 — 75 рублей, евро — 85 — 90 рублей
Традиционно проблемный для российской экономики август принес нервозность на финансовые рынки и в этом году: к началу месяца рубль резко качнулся. 30 июля к окончанию торгов доллар вырос на 0,8%, поднявшись выше 73 рублей, евро прибавил 1,2%, закончив сессию в районе 86,7 рубля.
Игра против российской валюты
Обычно главным фактором давления на рубль выступает нефтяная конъюнктура, однако на этот раз ситуации на рынке энергоносителей относительно спокойна, обращает внимание операционный директор казначейства УБРиР Владимир Зотов: «Цена на «черное золото» остается стабильной на протяжении двух месяцев, сейчас нефть марки Brent торгуется выше 43 долларов за баррель».
Главные причины нервозности, скорее, стоит искать в общем ухудшении настроений инвесторов в связи с продолжающейся пандемией.
По мнению главного аналитика ПСБ Богдана Зварича, на слабость валют развивающихся рынков накладывается также эскалация конфликта Китая и США:
— Рост напряженности в отношениях между двумя странами ставит под сомнение выполнение первой фазы торгового соглашения, что может повлечь введение пошлин на китайские товары, поставляемые в США. В этом случае слабая на фоне пандемии мировая торговля получит еще один удар, что окажет негативное влияние на мировую экономику и, как следствие, рисковые активы.
Снижение ключевой ставки в России на этом фоне сыграло однозначно против рубля, убежден финансовый аналитик инвестиционной компании Raison Asset Management Николай Кленов:
— Ситуация с пандемией по-прежнему напряженная, поэтому инвесторы стремятся избавиться от рисковых активов. Рубль могла бы поддержать более высокая ключевая ставка ЦБ, в этом случае иностранным инвесторам было бы выгоднее играть на разнице ставок в России и Европе (США) и перекладывать капитал в рубли.
Аналитик QBF Ксения Лапшина также считает, что снижение ключевой ставки на заседании 24 июля 2020 года внесло существенный вклад в ослабление национальной валюты:
— Реакция рынка на решение ЦБ от 24 июля оказалась несопоставимо резкой. По-моему, дело здесь в накопленном эффекте от предыдущих шагов ЦБ вниз. В апреле и июне ЦБ снизил ставку в совокупности на 150 б.п. до 4,5% годовых, однако тогда российская валюта проигнорировала эти события.
Влияние одного фактора обычно усиливает череда сопутствующих событий. На этот раз совпадение связано с дивидендным сезоном. На фоне низкой ключевой ставки инвесторы, получив дивидендные выплаты конвертировали их обратно в валюту, что также ослабило курс рубля.
— Вследствие взятого курса на смягчение монетарной политики Банком России рубль потерял поддержку еще и со стороны долгового рынка, — обращает внимание аналитик ГК «Финам» Сергей Дроздов. — Снижение доходностей ОФЗ привело к резкому охлаждению интереса к данному инструменту со стороны отечественных и зарубежных инвесторов.
По его мнению, против рубля сыграло также значительное снижение объема продажи валюты российским Центробанком:
— За последний месяц ЦБ сократил объем продаваемой иностранной валюты. В июле ЦБ продавал валюту в среднем на 5,7 — 5,8 млрд рублей ежедневно, это в два раза меньше, чем в июне и мае.
При всей совокупности факторов, оказывающих влияние на рубль, основным все же остается слабость торгового и платежного балансов, убеждён председатель правления Банка «Фридом Финанс» Геннадий Салыч:
— Тенденция ослабления балансов развивалась с начала 2020 года, уже во втором квартале относительно первого сокращение платежного баланса составило более 50% (14,3 млрд долларов). В мае, по данным ЦБ РФ, торговый профицит России сократился до 3,67 млрд долларов против 12,46 млрд долларов в том же месяце прошлого года, что стало самым низким сальдо торгового баланса с ноября 2002 года. Экспорт упал на 35,5% до 20,9 млрд долларов. Это также самый низкий уровень с февраля 2016 года. Снижение продаж в страны дальнего зарубежья составило 38%, а на эти страны между тем приходятся наибольшая часть доходов от российского экспорта, доля стран СНГ составляет только 19%.
Нечем укрепить ворота
Впрочем, часть опрошенных нами экспертов считает, что за нынешним ослаблением российской национальной валюты нет фундаментальных причин.
— Активное ослабление рубля до сих пор не имеет под собой официального объяснения, — рассуждает ведущий аналитик международного финансового брокера RoboForex Дмитрий Гурковский. — В стране шел налоговый период, нефть была стабильна, а в таких условиях российская валюта обычно смотрится вполне устойчиво. Можно предположить, что ЦБ просто передвинул целевые ориентиры по доллару и евро, и валютный рынок послушно двинулся следом.
По мнению Дмитрия Гурковского, на этой неделе иностранные валюты, вероятно, продолжат движение в соответствии со сформированным трендом:
— Это значит, что доллар может оставаться в пределах 73,5 —75 рублей, евро — 85 — 88 рублей. Среднесрочно для американской валюты актуален диапазон колебаний в рамках 72 — 75 рублей, для евро — 85 — 90 рублей.
Главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова связывает движение валюты с ростом геополитических рисков на фоне приближения выборов в США и количества сообщений по поводу возможных новых санкций против России:
— Динамика рубля в последние недели выглядит существенно слабее валют других стран-аналогов, что означает, что текущее ослабление мало связано с фундаментальными факторами. Дальнейшая динамики валюты будет зависеть от настроя мировых рынков. Если общий настрой инвесторов останется, скорее, положительным, и держатели капиталов будут искать возможности для увеличения инвестиций в развивающиеся рынки, то через некоторое время рубль может оказаться вполне привлекательной валютой для инвестирования в силу того, что он существенно отстал от других валют. Этот сценарий мне представляется наиболее вероятным, и я полагаю, что возможности для возврата курса в интервал 65 — 70 рублей за доллар в этом году значительны. Если же мировые рынки уйдут в коррекцию, то вполне вероятно, что потенциал укрепления реализован не будет.
Сергей Дроздов полагает, что уже в начале августа фактор конвертации дивидендов в валюту иностранными игроками постепенно будет сходить на нет:
— На фоне значительной перепроданности это позволит рублю постепенно вернуть часть утраченных ранее позиций, а отметки 75 рублей за доллар и 88 за евро могут стать пределом ослабления российской валюты.
По оценке Ксении Лапшиной, на среднесрочном горизонте рост курса доллара до 75 рублей вполне обоснован:
— Мы прогнозируем, что в ближайшие месяцы европейская валюта будет стоить 86 — 88 рублей. В дальнейшем возможен рост до психологической отметки в 90 рублей, после чего будет фиксация прибыли и, соответственно, небольшой откат.
По мнению Геннадия Салыча, техническая картина способствует локальному укреплению рубля после резкого ослабления второй половины июля:
— Отскок весьма вероятен, но рекордная волатильность рубля к доллару резко расширяет диапазон движения на ближайшую неделю, актуальной выглядит поддержка 72,61 и сопротивление в районе 74,5. Пара евро — рубль, несмотря на локальную коррекцию, находится в восходящем канале, движение вероятно в пределах 85,8 — 88,36 рубля за евро. В среднесрочной перспективе мы ожидаем укрепления рубля. По мере восстановления объемов экспорта и снижения глобальных рисков он будет тяготеть к уровням 71 — 72 рубля за доллар и 79 — 80 рубля за евро.
Первая локальная коррекция произошла 3 августа , в ходе торгов рубль укрепился по отношению к основным мировым валютам. По итогам дня доллар и евро упали на 1,8%, закончив сессию в районе 73,1 и 86 рублей.
— В рамках торгов рубль практически полностью смог отыграть потери к доллару, понесенные в прошлую пятницу, — комментирует итоги торгов 3 августа Богдан Зварич. — При этом поддержку ему оказывала лишь ситуация на рынке энергоносителей, тогда как ослабление валют развивающихся стран способствовало продажам в рубле. В результате, пара доллар — рубль продолжает движение в верхней половине диапазона 70 — 75 рублей. Пока мы не видим поводов для выхода за данные рамки, ожидая консолидации американской валюты по отношению к рублю.
В целом во второй половине года Богдан Зварич видит риски дальнейшего ослабления рубля, но к концу года пара доллар — рубль, по его мнению, вернется в район 75 рублей за единицу американской валюты.
Фото Дмитрия Макурина