17.01.2020

Частные улучшения. Что будет с экономикой после смены кабинета: мнения аналитиков

Частные улучшения. Что будет с экономикой после смены кабинета: мнения аналитиков

Экономисты и аналитики пытаются оценить влияние последних политических событий — тезисы в послании президента, отставку правительства и утверждение на должность премьера Михаила Мишустина —  на развитие экономики и рынков.  

«Новость об отставке правительства, равно как и назначение кандидата не из числа формальных или неформальных политических «тяжеловесов» оказалась полной неожиданностью, как и, собственно, выбор момента для таких изменений» — отмечает главный аналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов. По его мнению, крайне сложно говорить о реальных причинах таких изменений, но очевидно, что фактически в ближайшие годы это не поменяет политическую картину, так как парламентское большинство остается за Единой Россией. Аналитики Райффайзенбанка полагают, что радикальное улучшение ситуации в экономике вследствие политических перестановок вряд ли произойдет.

Возможность коррекции одного из важнейших элементов экономического курса — бюджетной политики — эксперты оценивают полярно.  Станислав Мурашов не видит оснований для пересмотра подходов :  «С начала кризиса 2015 года наблюдается консерватизм бюджетной политики,   этот поход возник как защитная реакция властей на ухудшение отношений с Западом, в том числе  на действующие санкции и возможность их ужесточения и прочие внешние риски. Это на наш взгляд является основным тормозом экономического роста, но поскольку этот подход разделяется Президентом, характер политики вряд ли сильно поменяется с приходом нового правительства». Состав правительства. еще не известен но по мнению Станислава Мурашова спрос на кардинальные изменения (например, в духе предложений Алексея Кудрина – снижение доли оборонных и социальных расходов, расширение полномочий регионов, полноценная реформа накопительной пенсии, смягчение бюджетного правила, масштабная приватизация госкомпаний, в первую очередь, нефтяных и т.п.) или отсутствует, или не реализуем из-за конфликта интересов с другими политическими силами. «В этой связи, скорее всего, дальнейшая судьба экономической политики – это частные улучшения в рамках уже действующей стратегии» — полагает эксперт.

Но при этом по мнению эксперта эффективность реализации экономической политики в текущих условиях важна как никогда: «Если раньше «недоработки» сглаживались высокими ценами на нефть, отсутствием жесткого бюджетного правила и санкций, то сейчас ситуация кардинально отличается, что повышает значимость экономических решений. По мнению Станислава Мурашова это потребует от нового правительства серьезной мобилизации сил, так как «в наследство» ему достается слабый экономический рост, значительное отставание в реализации нацпроектов и, соответственно, целей, поставленных Президентом в Майском указе 2018 года.

Директор аналитического департамента компании «Локо-инвест» Кирилл Тремасов полагает, что смена правительства и назначение Михаила Мишустина приведут   к коррекции вектора бюджетной политики от накопительства к более активному использованию фискально-налоговых инструментов для стимулирования экономического роста: «Бюджет может стать более действенным инструментом экономической политики. Но для этого совершенно необязателен резкий рост расходов. Такой рост, возможно, будет, но основной потенциал для ускорения экономики, особенно в долгосрочном плане, скрыт в структуре бюджетных расходов, которую можно изменить в сторону повышения производительных расходов. Как можно понять из первых заявлений Мишустина, основной упор он сейчас намерен сделать на институциональных реформах и снятии ограничений для бизнеса, а не на изменениях в макроэкономической политике».

 В своем послании президент страны обозначал социальные приоритеты. Минэк оценил расходы на эти инициативы в 300 млрд в этом году и более 600 млрд, начиная с 2022 года. По мнению главного экономиста, Альфа -банка Наталии Орловой объявленный размер поддержки оказался ниже первоначальных ожиданий и составит примерно 0,3% ВВП в 2020 г., однако по ее оценке структурно объявленный пакет социальных мер выглядит лучше: «Он, главным образом, ориентирован на молодые семьи, и, во-вторых, не рассчитан на потребление, но скорее направлен на ипотечный рынок и, следовательно, на поддержку строительства». Именно поэтому Альфа-Банк пересмотрел прогноз экономического роста на 2020 год с 1,4% г/г до 1,8%.

Рост расходов закономерно должен оказать влияние на динамику инфляции. По мнению Кирилла Тремасова говорить об инфляционном эффекте пока сложно: «Для этого нужно дождаться поправок в бюджет, что произойдет  скорее всего, не раньше апреля-мая. Не факт, что расходы будут просто увеличены на эту сумму, возможны перераспределения внутри бюджета».

Финансовые рынки отреагировали на новости коррекцией: сразу после объявления о смене правительства рубль к доллару вырос на 0,5%. Но после подписания Путиным указа о назначении главы кабинета министров, курс доллара замедлил рост до 0,26%.

По мнению  главного аналитика ПСБ Богдана  Зварича кроме внутренних факторов, давление на рубль оказала динамика валют развивающихся рынков – индекс MSCI Emerging market currency index два дня  демонстрировал снижение,  и сегодня эксперт ожидает сохранения давления на национальную валюту  и умеренного ослабления рубля, в результате чего доллар попробует закрепиться выше 61,7 рубля: « В дальнейшем в случае роста спроса на риск можно ожидать компенсации утреннего роста, однако в ходе сессии американская валюта вряд ли сможет выйти из диапазона 61,5 – 62 рубля».

 

Материалы по теме

Корреляция между динамикой COVID-19 и сжатием экономики регионов — нулевая

Два дедлайна для ослабления рубля, или Что будет с процентными ставками

Плохо тратим: нацпроекты профинансированы на 91,4%

Backup of the USSR

Банк России разработал три сценария развития экономики страны в 2015 — 2017 годах