Мировые рынки цветных металлов вошли в стадию роста после многолетнего спада
Российские компании цветной металлургии показали рост объемов производства и вошли в фазу завершения крупных инвестиционных проектов
Российские власти готовят ответ на решение США ввести пошлины на сталь и алюминий. Об этом в начале апреля заявил замглавы Минэкономразвития Алексей Груздев на лекции перед в Уральском о федеральном университете
США ввела и новые пошлины с 23 марта: на сталь – 25%, на алюминий -- 10% для алюминия. Они действуют для всех стран, которые поставляют продукцию в США, однако отсрочку до 1 мая получили Австралия, Аргентина, Бразилия, Канада, Мексика, Республика Корея, а также страны Евросоюза.
Минпромторг РФ оценивает ущерб для российских компаний от американских пошлин минимум в 3 млрд. долларов.
Изначально эксперты ждали реакции российских сталелитейных компаний, однако последовавший за заявлением аналитический расклад показал, что как раз по сталеварам введение пошлин ударит в меньшей степени. «Производители черных металлов из РФ поставляют в США небольшой объем. Причем это в основном компании, имеющие там активы (НЛМК, Evraz), т.е. пошлина нивелируется для них в продажах с местных активов. В то же время, учитывая, что пошлины для российских компаний действуют в ЕС, дальнейшие ограничения можно рассматривать как негативный момент. А вот в структуре выручки Русала в 2017 году на США пришлось 14,4%, т.е. для компании введение пошлины будет чувствительным. Однако рынок для Русала останется привлекательным, на нем самые высокие премии (287 долларов за тонну)», — аргументировали аналитики Промсвязьбанка в обзоре от 5 марта.
Китай вам в помощь
Это, пожалуй, первая и единственная неприятная новость для рынка алюминия, вошедшего в 2018 год с хорошим запасом позитива. По данным International Aluminium Institute, в 2017 году общемировой объем производства алюминия увеличился по сравнению с 2016 годом на 5,9% до 63,4 млн тонн. Уровень потребления эксперты Thomson Reuters оценили в 60,7 млн тонн. Металл толкала вверх мировая экономика, уверенно вошедшая в стадию роста: Китай, Европа, Северная Америка показали хорошие результаты развития промышленности, спрос на алюминий по итогам 2017 года поднялся на 6%. Важно, что росли как раз отрасли, предъявляющие спрос на алюминий: строительство, машиностроение, транспорт.
Цены на алюминий на Лондонской бирже металлов завершили 2017-й на отметке 2070,7 доллара за тонну (плюс 19,6% к декабрю 2016 года — везде далее сопоставление с аналогичным периодом прошлого, если не указано иное). Пик был пройден в октябре, когда за тонну давали чуть более 2130 долларов. Текущий год открылся ростом котировок: в январе цена тонны составила 2214,5 доллара (плюс 23,6%), в феврале — 2184,93 доллара (17,6%).
На фоне растущего спроса один из ключевых игроков мирового рынка — Китай — начал реформу в алюминиевой отрасли, сокращая слишком грязные производства. В результате по итогам года выведено около 10 млн тонн нелегальных мощностей.
В итоге Русал — крупнейший мировой производитель алюминия — собрал все сливки благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. В конце февраля компания представила отчетность по МСФО: выручка по итогам 2017 года достигла почти 10 млрд долларов, EBITDA выросла на 42,4% до 2120 млн долларов.
Впрочем, кроме рыночного везения эксперты отмечают значительный вклад в этот результат реализации стратегии компании по повышению операционной эффективности: цена тонны алюминия увеличилась за год в среднем на 23%, а себестоимость — только на 13,1%. Это позволило компании показать сильный рост EBITDA и маржи. Генеральный директор Русала Владислав Соловьев в материалах, приложенных к годовой отчетности, отмечает: «Производство продукции с добавленной стоимостью достигло почти половины от общего объема выпуска металла. Мы запустили собственный бренд низкоуглеродного алюминия ALLOW и ожидаем высокого спроса на этот продукт со стороны потребителей, уделяющих особое внимание вопросам устойчивого развития и противодействия климатическим изменениям».
Предпосылок для резкого изменения тренда на мировом рынке алюминия ни производство, ни потребление не дают, да и экологические реформы в Китае не останавливаются. Правда, динамика индикаторов в 2018 году уже не будет столь яркой. Аналитики Русала ожидают, что выпуск первичного алюминия в мире вырастет на 2,8%. По оценкам аналитиков Промсвязьбанка, цены останутся на среднем уровне 2017 года или чуть снизятся. При этом из-за укрепления рубля себестоимость продолжит расти, что негативно отразится на марже.
Плоды стратегий
На рынке меди ситуация также складывалась благоприятно. По данным The International Copper Study Group, общемировой выпуск меди в январе – декабре прошлого составил 23,5 млн тонн, что на 0,6% больше показателя аналогичного периода 2016 года. За тот же период потребление меди выросло на 0,7% относительно 2016 года до 23,7 млн тонн. Цена стабильно шла вверх на протяжении всего прошлого года по мере того, как баланс рынка смещался из прогнозируемого профицита в небольшой дефицит: перебои поставок из Чили и Индонезии оказались выше ожиданий. В декабре за тонну давали 6801,1 доллара — плюс 20% год к году, в январе этого года — 7080,3 доллара (плюс 23,4%), в феврале — 7001,8 доллара (плюс 17,8%). Сказалось все — от макроэкономики и оптимизма инвесторов до спекулятивного спроса.
Производители меди, входящие в холдинги на Урале, показали положительную динамику объемов производства к уровню 2016 года. Так, Уралэлектромедь (предприятие металлургического комплекса УГМК) увеличило выпуск медных катодов на 10,15% (378,4 тыс. тонн), медного купороса — на 49,5% (48,1 тыс. тонн).
Кыштымский медеэлектролитный завод (КМЭЗ, входит в РМК) нарастил производство медных катодов на 5% до рекордных для себя объемов в 128 тыс. тонн.
Во многом это результат реализации долгосрочных стратегий холдингов, направленных на решение вопросов качества сырьевой базы и повышение эффективности.
Как отметил главный инженер АО «Уралэлектромедь» Алексей Королёв, такие производственные показатели являются результатом стабильной и ритмичной поставки качественного сырья, эффективной организации производственных процессов и модернизации технологических участков в цехах и подразделениях.
Важно, что российские медные компании вышли на заключительную стадию реализации инвестпроектов. Так, Уралэлектромедь планирует в этом году завершить строительство второй очереди цеха электролиза меди по выпуску медных катодов по безосновной технологии. С ее запуском мощности возрастут со 160 до 320 тыс. тонн катодов в год. Суммарная мощность (с учетом выпуска катодов по основной технологии) составит 400 тыс. тонн.
В группе РМК на финальной стадии находятся проект модернизации Карабашмеди (позволит довести объемы производства до 150 тыс. тонн в год) и проект расширения линии электролиза на КМЭЗ.
Особенно плодовитым на новые события прошлый год выдался для Норильского никеля. За счет выхода на проектную мощность обновленной Талнахской обогатительной фабрики, увеличения мощностей Надеждинского металлургического завода и расширения рафинировочного производства на Кольской ГМК компания смогла полностью компенсировать выбывшие металлургические мощности закрытого никелевого завода. «Норникель нарастил объемы производства всех ключевых металлов из собственного сырья на 7 — 15% по сравнению с результатами 2016 года», — отмечается в отчетных материалах. Самым громким запуском года, крупнейшим за последние десять лет горным проектом в России, построенным с нуля, стал ввод в конце октября прошлого года Быстринского горнообогатительного комбината в Забайкальском крае. Новый актив будет ежегодно давать 70 тыс. тонн меди и 250 тыс. унций золота.
В этом году плохих новостей на мировом рынке меди не ждут, но и повторить рекорды 2017 года, скорее всего, не удастся. В Поднебесной, потребляющей 50% всей мировой меди, замедляется рост экономики. А «электромобильная революция», с которой связывают перспективы рынка многие эксперты, пока не набрала критической силы.
Защитные активы
На рынках драгметаллов свои закономерности. Промышленность генерирует довольно устойчивый спрос на платину. По оценке аналитика QBF Дениса Иконникова, около 40% спроса приходится на производство дизельных автомобилей, где она используется в качестве катализатора:
— 2017 год характеризовался снижением спроса из Китая и Европы на автомобили дизельные и увеличением спроса на бензиновые, обеспечивающие около 70% потребления палладия. Так, в Германии доля дизельных автомобилей упала с 45,9% в 2016 году до 38,8% в 2017 году, а доля бензиновых подскочила с 52,1% до 57,7%. Во многом из-за этого стоимость платины впервые с 2001 года упала ниже стоимости палладия. Спрос на платину снизился в 2017-м на 7%.
В динамику индикаторов золота и серебра часто вносит коррективы геополитика.
— Благородные металлы, а именно золото и серебро, широко используются участниками рынка при мировой нестабильности в качестве защитных активов, — говорит Денис Иконников. — Нестабильность на Корейском полуострове, на Ближнем Востоке, общая геополитическая неопределенность способствовали росту цен на золото и серебро в течение 2017 года.
Аналитик по товарным рынкам «Открытие Брокер» Оксана Лукичева обращает внимание также на тот факт, что золото показывает неплохую доходность в связи с усилившейся инфляцией в развитых экономиках, а также выросшим спросом на страховые активы:
— Серебро более волатильно, особенно в свете небольшого избытка металла на рынке, но коррелирует с золотом.
Макроэкономическая ситуация своеобразно отражается в отчетности российских компаний. Так, выручка одного из крупнейших производителей драгметаллов компании «Полиметалл» по итогам 2017 года увеличилась на 15% до 1815 млн долларов, компания увеличила объемы производства в золотом эквиваленте на 13%. Но из-за курсовых разниц ее прибыль снизилась на 10%.
Рынки драгоценных металлов останутся под сильным воздействием риторики и действий регуляторов, в первую очередь ФРС США, а также динамики курсов валют, прогнозирует Оксана Лукичева:
— Поддерживать цены на драгоценные металлы будут геополитическая напряженность, низкие процентные ставки в ряде регионов мира, растущие спрос на физический металл и промышленное потребление.
Эффективный расчет
В 2017 году цены на многие цветные металлы достигли рекордов, в частности на никель и медь — трехлетних максимумов, на алюминий — шестилетних, на цинк — и вовсе десятилетних.
— В целом на рынках цветных металлов в 2018 году ожидается продолжение роста потребления при сдержанном предложении. Это окажет негативное влияние на финансовые показатели российских предприятий цветной металлургии, — предостерегает главный аналитик Промсвязьбанка Игорь Нуждин.
Оксана Лукичева считает, что текущий год, скорее всего, будет хуже предыдущего по финансовым показателям для российских компаний: она видит риски в связи с обостряющимся протекционизмом со стороны США и ЕС. Это окажет негативное влияние как на импорт российских компаний, так и в целом на металлические цены.
Все это внесет корректировки в сбытовую политику российских производителей. Оксана Лукичева полагает, что компании будут вынуждены искать другие рынки сбыта продукции вместо рынков США и ЕС в условиях усилившейся конкуренции среди поставщиков: «Вполне вероятно, что продолжится сокращение предложения металлов и закрытие нерентабельных мощностей».
Очевидно, придется корректировать и производственные стратегии. По словам Игоря Нуждина, сейчас нет смысла гнаться за объемами, спрос в мире растет, но не такими темпами, чтобы серьезно наращивать предложение, инвестируя в расширение производства. В этой связи основная стратегия — это эффективность и удержание маржинальности бизнеса.
Справка : Металлургия РФ в статистике
Индекс производства металлургического производства (включает в себя как цветную, так и чёрную металлургию) в целом по России в декабре 2017 года составил 94,5% к декабрю 2016 года, в январе 2018 года 105% к январю года минувшего. Аналогичный показатель для производства готовых металлических изделий (кроме машин и оборудования) в декабре равнялся 105,8%, январе – 118,5%. По данным Росстата по итогам прошлого года проволоки алюминиевой было выпущено на 26,2% меньше чем в 2016 году, никеля необработанного на 19,1% меньше, сплавов на основе магния на 7,8% меньше. Только выпуск конструкций и их деталей из алюминия увеличился на 1,3% до 58,1 тыс. тонн.
На территории Большого Урала наибольшее значение индекса промышленного производства металлургического производства по итогам прошлого года зафиксировано в Удмуртии (132,7%), наименьшее в Курганской области (37,1%). Но в Курганской области зафикисировано наибольшее значение индекса промпроизводства в производстве метизов – 118,2%, наименьшее значение показателя в ЯНАО – 51,3%. По итогам января индекс промпроизводства в металлургическом производстве сильнее всего вырос Тюменской области (в 2,9 раза к январю 2017 года), в производстве метизов в Пермском крае (в 3,3 раза).